Время жизни заратустры точки зрения. Учение заратуштры. История священных книг зороастризма

Период VIII-VI веков до нашей эры историки и религиеведы считают временем зарождения древнейшей монотеистической (по мнению некоторых религиеведов - дуалистической) религии мира - зороастризма. Возникло это верование в древней Персии (Иране) и его постулаты и догмы были отражены в священной книге адептов зороастризма - Авесте. Религия зороастризм очень быстро распространилась в регионах Средней Азии и Ближнего Востока и в период с начала нашей эры и до раннего средневековья данное верование было одним из наиболее распространенных в Средней Азии. В современном мире вытеснили зороастризм в большинстве регионов Азии, однако и сейчас некоторые индийские и иранские этносы исповедуют это верование.

Зарождение зороастризма

Основоположником данного верования считается пророк Заратустра , который походил из знатного рода и был сыном состоятельного персидского чиновника. Согласно преданию, Заратустра был избран богом еще тогда, когда он находился во чреве матери - еще не родившийся пророк оберегал мать от демонов, а сразу после рождения он засмеялся. С раннего детства этот божий посланник умел отгонять посланников мрака - демонов, а в юношеском возрасте во сне бог дал наделил его мудростью об истинной вере. Наиболее известной считается проповедь Заратустры, которую он произнес в 42-летнем возрасте перед большим количеством людей, и именно эта проповедь и стала началом истории зороастризма как одной из основных религий древнего мира.

Заратустра проповедовал весть о боге Ахурамезде и его воле в своей стране, а его ученики и сподвижники способствовали распространению новой религии в других государствах. Так как зороастризм кардинально отличался от других религий древнего мира, а сословие жрецов Ахурамазды было открытым, уже в четвертом веке до нашей эры адептами зороастризма были большая часть населения Персии. В процессе распространения зороастризма личность Заратустры все более обрастала легендами, и с талантливого и умного человека, наделенного ораторскими способностями, в сознании людей он со временем трансформировался в . К примеру, согласно легенде, Заратустра еще при земной жизни неодноразово покидал тело и беседовал с богом Ахурамаздой, который посвящал своего пророка во все тайны Вселенной и дал ему знания о том, как отличить добро от зла.

Священная книга зороастризма

Священной книгой зороастризма является Авеста - одно из самых древних , сохранившихся в практически неизменном виде до наших дней. Эта книга была зафиксирована в письменном виде во втором или третьем веке нашей эры. До этого почти тысячу лет знания и культовые обряды зороастризма передавались исключительно в устном виде, а носителями этих знаний были жрецы и проповедники. Примечательно, что для написания Авесты был использован так называемый "авестийский" язык - древнее наречие, входящее в иранскую группу индоевропейских языков, которое считалось мертвым уже на момент создания книги. Других письменных памяток, помимо священного писания зороастризма, написанных на авестийском языке, в наше время не существует.

Авеста состоит из трех главных книг, но также существуют и манускрипты, не включенные ни в одну из этих книг, но содержащие священные тексты зороастризма. Хорде Авеста (малая Авеста) является одной из частей, не включенных в основной текст писания, однако именно молитвы из нее используют и священники, и миряне в повседневной жизни, причем в малой Авесте часть молитв написана не на авестийском, а на среднеперсидском наречии. Основными же книгами Авесты считаются:

1. Ясна - книга, содержащая молитвы и гимны. Она считается самой важной для верующих, так как именно в Ясне содержатся все молитвы, используемые при богослужениях. Ясна состоит из 72 глав, и в их числе - 17 глав, называемых Гатами. Гаты - самые важные молитвы и гимны для адептов зороастризма, так как считается, что их авторство принадлежит самому Заратустре.

2. Яшты - книга молений. Эта книга состоит из 22 двух гимнов, посвященных божеству Ахурамазда, другим , пророкам и героям древности. Эти гимны можно назвать религиозными мифами, так как в них рассказывается история Заратустры и описывается сила, свершения и намерения богов.

3. Видэвдад - книга ритуалов. В этой части Авесты собраны описания всех обрядов и ритуалов, которые адепты зороастризма должны проводить для очищения души от зла. Также в Видэвдаде представлено толкование всех догм и верований религии зороастризма.

Основные догмы религии зороастризма

Религия зороастризм является одним из первых верований, в центре которого лежит противостояние добра и зла. Добро, по мнению адептов зороастризма, отождествляет верховный бог Ахурамазда , а зло - бог Анхра-Манью , причем оба эти божества - братья близнецы, сыновья бога времени. Несмотря на то, что оба бога обладают практически равной силой, добро в конце должно победить и Ахурамазда будет единым богом в мире. Помощниками верховного бога зороастризма являются бог Митра (божество верности, справедливости, света и судья в загробном мире), богиня Анагита (богиня воды и плодородия) и духи фраваши - ангелы хранители, охраняющие от злых духов всех добрых людей.

Главная цель каждого адепта зороастризма заключается в том, чтобы держать свою душу в чистоте и приумножать добро на земле, так как от этого зависит исход битвы добра со злом. Одним из самых главных постулатов зороастризма является очищение души верующего, и чтобы достичь очищения, адепты верования должны делать добро, заниматься по мере возможности благотворительностью, приумножать свой достаток, безвозмездно участвовать в проведении общественно-полезных работ, не загрязнять землю и воду, не скидывать в воду и не хоронить в земле трупы, содержать в чистоте собственное тело и разводить Ахурамазды - собак. Большее внимание в зороастризме отводится не культам и молитвам, а именно стремлениям и поступкам человека: добрые мысли, добрые слова и добрые дела - главное оружие человека против злых сил.

Зороастризм учит людей не бояться смерти, а бояться грешить, так как , и в случае, если человек при жизни творил добро, то Митра определит его душу в рай, а вот злые поступки приведут человека после смерти в ад. Помимо веры в посмертие, ад и рай, в зороастризме есть также и понятие Апокалипсиса. Согласно пророчеству Заратустры, сначала в мире настанут худшие времена, богатые катаклизмами и глобальными катастрофами, и тогда родится сын Ахурамазды, который и возглавит борьбу со злом на земле. После битвы настанет тысячелетнее царство добра, когда бессмертные люди будут жить под правлением сына бога, но по истечению тысячи лет произойдет последняя битва зла и добра, и Ахурамазда навсегда победит зло. После победы добра, по мнению адептов зороастризма, планета земля переродится, все ранее умершие люди воскреснут и будут жить вечно и счастливо на земле.

Зороастризм Религиозное учение иранского пророка Заратуштры - возможно, самая древняя из мировых религий откровения. Возраст ее не поддается точному определению.

Возникновение Зороастризма

В течение многих веков тексты Авесты - главной священной книги зороастрийцев - передавались в устной форме от одного поколения жрецов к другому. Записали их только в первые века нашей эры, в годы правления персидской династии Сасанидов, когда самый язык Авесты уже давно был мертвым.

Зороастризм был уже очень стар, когда первые упоминания о нем попали в исторические источники. Многие детали этого вероучения нам теперь не ясны. К тому же дошедшие до нас тексты представляют из себя лишь малую часть древней Авесты.

Согласно персидскому преданию, изначально она заключала в себе 21 книгу, но большая часть их погибла после разгрома в IV в. до Р.Х. Александром Македонским древней Персидской державы Ахеменидов (имеется в виду не гибель манускриптов, которых в то время, согласно традиции, было всего два, а смерть большого количества жрецов, хранивших тексты в своей памяти).

Та Авеста, которой пользуются теперь парсы (так называют в Индии современных зороастрийцев), содержит в себе всего пять книг:

  1. «Вендидад» - собрание ритуальных предписаний и древних мифов;
  2. «Ясна» - собрание гимнов (это наиболее древняя часть Авесты; в состав ее входят «Гаты» - семнадцать гимнов, приписываемых самому Заратуштре);
  3. «Висперед» - сборник изречений и молитв;
  4. «Бундехиш» - книга, написанная в эпоху Сасанидов и содержащая в себе изложение позднего зороастризма.

Анализируя Авесту и другие сочинения доисламского Ирана, большинство современных исследователей приходят к мысли, что Заратуштра был не столько создателем нового вероучения, носящего его имя, сколько реформатором исконной религии иранцев - маздеизма.

Боги Зороастризма

Как и многие древние народы, иранцы поклонялись множеству богов. Добрыми богами считались ахуры, среди которых наиболее важными были:

  • Бог неба Асман
  • Бог земли Зам
  • Бог солнца Хвар
  • Бог луны Мах
  • Два божества ветра - Вата и Вайд
  • А также Митра - божество договора, согласия и социальной организации (в дальнейшем он считался богом солнца и покровителем воинов)

Верховным божеством был Ахурамазда (то есть Господь Премудрый). В представлении верующих. Он не связывался ни с каким природным явлением, но являлся воплощением мудрости, которая должна управлять всеми действиями богов и людей. Главой мира зловредных дэвов, противников ахуров, считался Ангро-Майнью, не игравший, по-видимому, в маздеизме большого значения.

Таков был фон, на котором в Иране возникло мощное религиозное движение зороастризма, превратившее старые верования в новую религию спасения.

Поэмы «Гаты» Заратуштры

Важнейшим источником, из которого мы черпаем сведения как о самой этой религии, так и о ее создателе, являются «Гаты». Это небольшие поэмы, написанные размером, встречающимся в Ведах, и предназначенные, как и индийские гимны, для исполнения при богослужении. По форме это вдохновенные обращения пророка к Богу.

Они отличаются утонченностью намеков, богатством и сложностью стиля. Такая поэзия могла быть полностью понята только обученным человеком. Но хотя для современного читателя многое в «Гатах» остается загадочным, они изумляют глубиной и возвышенностью содержания и заставляют признать их памятником, достойным великой религии.

Их автор - пророк Заратуштра, сын Поурушаспы из рода Спитама, родился в мидийском городе Раги. Годы его жизни нельзя установить доподлинно, так как он действовал в то время, которое для его народа было доисторическим. Язык «Гат» чрезвычайно архаичен и близок к языку Ригведы, знаменитому памятнику ведического канона.



Самые древние гимны Ригведы датируются примерно 1700 г. до Р.Х. На этом основании некоторые историки относят время жизни Заратуштры к XIV-XIII вв. до Р.Х., но скорее всего он жил гораздо позже - в VIII или даже VII в. до Р.Х.

Пророк Заратуштра

Детали его биографии известны лишь в самых общих чертах. Сам Заратуштра называет себя в «Гатах» заотаром, то есть полностью правомочным священнослужителем. Он именует себя также мантраном - сочинителем мантр (мантры - вдохновенные экстатические изречения или заклинания).

Известно, что обучение священству начиналось у иранцев рано, видимо, в возрасте около семи лет, и было устным, потому что они не знали письма Будущие священнослужители изучали в основном обряды и положения веры, а также овладевали искусством импровизации стихов для призвания богов и их восхваления Иранцы считали, что зрелость достигается в 15 лет, и, вероятно, в этом возрасте Заратуштра уже стал священнослужителем.

Легенда говорит, что двадцати лет от роду он ушел из дома и поселился в уединении у реки Даитья (исследователи помещают эту область в современном Азербайджане). Там, погруженный в «безмолвную мысль», он искал ответа на жгучие вопросы жизни, искал высшую правду. Зловредные дэвы не раз пытались атаковать Заратуштру в его убежище, то соблазняя его, то угрожая смертью, но пророк остался непоколебим, усилия его не были тщетны.

После десятилетних молитв, размышлений и вопрошаний Заратуштре открылась высшая истина.Это великое событие упоминается в одной из «Гат» и кратко описывается в пехлевийском (то есть написанном на среднеперсидском языке в эпоху Саса-нидов) сочинении «Задопрам».

Заратуштра получил откровение от божеств

Там рассказывается, как однажды Заратуштра, участвуя в церемонии по случаю весеннего праздника, отправился на рассвете к реке за водой. Он вошел в реку и постарался взять воду из середины потока. Когда он возвращался на берег (в этот момент он пребывал в состоянии ритуальной чистоты), перед ним в свежем воздухе весеннего утра возникло видение.

На берегу он узрел сияющее существо, открывшееся ему как Boxy Мана, то есть «Благой помысел». Оно привело Заратуштру к Ахурамазде и шести другим излучающим свет персонам, в присутствии которых пророк «не увидел собственной тени на земле из-за яркого свечения». От этих божеств Заратуштра и получил свое откровение, ставшее основой для проповедуемого им вероучения.



Как можно заключить из дальнейшего, главное отличие зороастризма от старой традиционной религии иранцев сводилось к двум моментам к особому возвеличиванию Ахурамазды за счет всех остальных богов и противопоставлению ему злобного Ангро-Майнью. Почитание Ахурамазды, как владыки аша (порядка, справедливости), соответствовало традиции, поскольку Аху-рамазда с древности был у иранцев величайшим из трех ахур, хранителей аша.

Противоположности в вечном столкновении

Однако Заратуштра пошел дальше и, порвав с принятыми верованиями, провозгласил Ахурамазду несотворенным Богом, существовавшим извечно, творцом всего благого (включая и всех других добрых благих божеств). Его проявлениями пророк объявил свет, правду, доброту, знание, святость и благодетельность.

Ахурамазда совершенно не затронут ничем злым в какой бы то ни было форме, следовательно, он абсолютно чист и справедлив. Областью его обитания является надмирная светоносная сфера. Источником же всего зла во вселенной Заратуштра объявил Ангро-Майнью (буквально «Злого Духа») - извечного противника Ахурамазды, который также изначален и полностью зловреден. Эти две основные противоположности бытия Заратуштра видел в их вечном столкновении.

«Воистину, - говорит он, - есть два первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, в слове и в действии - они оба, добрый и злой. Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие, и то, что ждет в конце концов тех, кто следует пути лжи, - это самое худшее, а тех, кто следует пути добра, ждет самое лучшее. И вот из этих двух духов один, следующий лжи, выбрал зло, а другой - Дух Святейший, облаченный в крепчайший камень (то есть небесную твердь) выбрал праведность, и пусть это знают все, кто будет постоянно ублаготворять Ахурамазду праведными делами».

Итак, царство Ахурамазды олицетворяет собой положительную сторону бытия, а царство Ангро-Майнью- отрицательную. Ахурамазда пребывает в никем не созданной стихии света, Ангро-Майнью - в извечном мраке. В течение долгого времени эти области, разделенные великой пустотой, никак не соприкасались друг с другом. И только сотворение Вселенной привело их в столкновение и породило непрекращающуюся борьбу между ними. Поэтому в нашем мире добро и зло, свет и мрак оказались перемешаны.



Сначала, говорит Заратуштра, Ахурамазда сотворил шесть высших божеств - тех самых «излучающих свет существ», которых он узрел в своем первом видении. Эти шесть Бессмертных Святых, воплощающих качества или атрибуты самого Ахурамазды, следующие:

  • Boxy Мана («Благой помысел»)
  • Аша Вахишта («Лучшая праведность») - божество, олицетворяющее могучий закон истины аша
  • Спэнта Армайти («Святое благочестие»), воплощающее посвящение тому, что хорошо и праведно
  • Хшатра Вайръя («Желанная власть»), представляющее собой силу, которую каждый человек должен проявлять, стремясь к праведной жизни
  • Хаурватат («Целостность»)
  • Амертат («Бессмертие»)

Все вместе они были известны как Амеша Спента («Бессмертные Святые») и представляли из себя могущественных, смотрящих с высоты несравненно справедливых владык. Вместе с тем каждое из этих божеств находилось в тесной связи с каким-либо из явлений, так, что это явление рассматривалось как олицетворение самого божества.

  • Так Хшатра Вайрья считался владыкой небес из камня, которые защищают своим сводом землю.
  • Расположенная внизу земля принадлежала Спэнта Армайти.
  • Вода была творением Хаурватат, а растения относились к Амертат.
  • Boxy Мана считался покровителем кроткой милосердной коровы, которая для иранцев-кочевников была символом созидательного добра.
  • Огонь, который пронизывает все остальные творения и благодаря солнцу управляет сменой времен года, находился под покровительством Аша Вахишта
  • А человек, с его разумом и правом выбора, принадлежал Самому Ахурамазде

Верующий мог обращаться с молитвой к любому из семи божеств, но ему следовало призывать их всех, если он хотел стать совершенным человеком.

Ангро-Майнью - это тьма, лживость, зло и неведение. Он также имеет свою свиту из шести могущественных божеств, каждый из которых прямо противоположен доброму духу из окружения Ахурамазды. Это:

  • Злой Разум
  • Болезнь
  • Разрушение
  • Смерть и т.п.

Помимо них в его подчинении находятся злые боги - дэвы, а также бесчисленное множество низших злых духов. Все они - порождение Тьмы, того Мрака, источником и вместилищем которого служит Агро-Майнью.

Целью дэвов является добиться господства над нашим миром. Их путь к этой победе состоит отчасти в его опустошении, отчасти в соблазне и подчинении себе последователей Ахура-мазды.

Вселенная наполнена дэвами и злыми духами, которые во всех углах пытаются вести свою игру, так что ни один дом, ни один человек не застрахованы от их тлетворного воздействия. Чтобы защититься от зла, человек должен совершать ежедневные очищения и жертвы, применять молитвы и заклинания.

Война между Ахурамаздой и Ангро-Майнью вспыхнула в момент миротворчества. После сотворения мира появился из неоткуда Ангро-Майнью. Нападение Ангро-Майнью ознаменовало начало новой космической эры - Гумезишн («Смешение»), на протяжении которой этот мир представляет смесь добра и зла, а человек подвергается постоянной опасности быть совращенным с пути добродетели.



Для того чтобы противостоять нападкам дэвов и других приспешников зла, он должен почитать Ахурамазду с шестью Амеша Спента и настолько полно принять их всем своим сердцем, чтобы в нем не осталось больше места для пороков и слабостей.

По откровению, полученному Заратуштрой, человечество имеет с благими божествами общее предназначение - постепенно победить зло и восстановить мир в его первоначальном, совершенном виде. Замечательный миг, когда это свершится, будет означать начало третьей эпохи - Визаришн («Разделение»). Тогда добро будет снова отделено от зла, и зло подвергнется изгнанию из нашего мира.

Учение Зороастризма

Великая, основополагающая идея учения Заратуштры состоит в том, что Ахурамазда может восторжествовать над Ангро-Майнью лишь при помощи чистых, светлых сил и благодаря участию людей, уверовавших в Него. Человек создан быть союзником Бога и трудиться вместе с Ним для достижения победы над злом. Поэтому его внутренняя жизнь не представлена только сама себе - человек идет одним путем с божеством, его справедливость действует на нас и направляет к своим целям.

Заратуштра предлагал своему народу сделать сознательный выбор, принять участие в небесной войне и отречься от верности тем силам, которые не служат добру. Поступая таким образом, каждый человек не только оказывает посильную помощь Ахурамазде, но и предопределяет свою будущую судьбу.

Ибо физическая смерть в этом мире не ставит точку человеческому существованию. Заратуштра считал, что каждая душа, расстающаяся с телом, будет судима за то, что совершила в течение жизни. Этот суд возглавляет Митра, по обеим сторонам которого с весами правосудия восседают Сраоша и Рашну. На этих весах взвешиваются мысли, слова и дела каждой души: добрые - на одной чаше весов, дурные - на другой.

Если добрых дел и мыслей больше, то душа считается достойной рая, куда ее отводит прекрасная девушка-даэна. Если же весы склоняются в сторону зла, то отвратительная ведьма увлекает душу в ад - «Жилище Дурного помысла», где грешник переживает «долгий век страданий, мрака, дурной пищи и скорбных стонов».

В конце света и в начале эры «Разделения» произойдет всеобщее воскресение мертвых. Тогда праведники получат танипасен - «будущее тело», а земля отдаст кости всех умерших. За всеобщим воскресением будет Последний Суд. Тут Аирйаман, божество дружбы и исцеления, вместе с богом огня Атар расплавит весь металл в горах, и он потечет на землю раскаленной рекой. Все воскресшие люди должны будут пройти сквозь эту реку, причем для праведных она покажется парным молоком, а нечестивым будет казаться, что «они во плоти идут через расплавленный металл».

Основные идеи зороастризма

Все грешники переживут вторую смерть и навсегда исчезнут с лица земли. Демоны-дэвы и силы тьмы будут уничтожены в последнем великом сражении с божествами-язатами. Река расплавленного металла потечет вниз, в ад, и сожжет остатки зла в этом мире.

Тогда Ахурамазда и шесть Амеша Спента торжественно совершат последнее духовное богослужение - ясна и принесут последнее жертвоприношение (после которого смерти вообще больше не будет). Они приготовят мистический напиток «белую хаому», дающий всем блаженным, кто вкусит его, бессмертие.

Тогда люди станут такими же, как сами Бессмертные Святые - едиными в мыслях, словах и делах, не стареющими, не знающими болезней и тления, вечно радующимися в царстве Бога на земле. Потому что, согласно Заратуштре, именно здесь, в этом знакомом и любимом мире, восстановившем свое первоначальное совершенство, а не в отдаленном и иллюзорном раю, будет достигнуто вечное блаженство.

Такова в общих чертах суть религии Заратуштры, насколько ее можно реконструировать по сохранившимся свидетельствам. Известно, что она далеко не сразу была принята иранцами. Так, проповедь Заратуштры среди соплеменников в Pare практически не имела плодов - эти люди оказались не готовы к тому, чтобы уверовать в его благородное, требующее постоянного нравственного совершенствования учение.

С большим трудом пророку удалось обратить в свою веру лишь своего двоюродного брата Маидйоиманха. Тогда Заратуштра покинул свой народ и отправился на восток в закаспийскую Бактрию, где смог добиться благосклонности царицы Хутаосы и ее мужа царя Виштаспы (большинство современных ученых считаем что он правил в Балхе, таким образом, Хорезм стал первым центром зороастризма).

Согласно преданию, Заратуштра по обращении Виштаспы прожил еще много лет, но о его жизни после этого решающего события известно мало. Погиб он, уже будучи глубоким стариком, насильственной смертью - его заколол кинжалом жрец-язычник.

Спустя много лет после смерти Заратуштры Бактрия вошла в состав Персидской державы. Тогда зороастризм стал постепенно распространяться среди населения Ирана. Однако во времена Ахеменидов он, по-видимому, еще не был государственной религией . Все цари этой династии исповедовали древний маздеизм.



Государственной и подлинно народной религией иранцев зороастризм стал на рубеже нашей эры, уже в пору правления парфянской династии Аршакидов или даже позже - при иранской династии Сасанидов, утвердившейся на престоле в III в. Но этот поздний зороастризм, хотя и сохранил в полной мере свой этический потенциал, уже во многих чертах отличался от раннего, провозглашенного самим пророком.

Всемудрый, но достаточно безликий Ахурамазда оказался в эту эпоху фактически оттесненным на второй план доблестным и благостным Митрой. Поэтому при Сасанидах зороастризм был прежде всего связан с почитанием огня, с культом света и солнечного сияния. Храмы зороастрийцев были храмами огня, так что не случайно их стали именовать огнепоклонниками.

Согласно легенде, изложенной в "Шахнамэ", монументальном своде эпической истории Ирана, созданном классиком персидско-таджикской литературы Фирдоуси (934-1020 гг. н.э.), вскоре после очередного потопа, накрывшего территорию Средней Азии около 5100 лет тому назад, со стороны Уральских гор явился "пастырь человеков" Хаома, возвеститель нового закона. Он стал Отцом и Учителем древних иранцев, а при его преемнике люди начали строить поселения и возделывать поля. Сын преемника Хаомы - легендарный царь Джемшид - упорядочил жизнь сословий своего царства. В блестящее правление Джемшида "не умирали животные, не увядали растения, в воде и плодах нигде не было недостатка, не было ни мороза, ни жары, ни смерти, ни страстей, повсеместно господствовал мир". Но из-за гордости Джемшида блеск Божий оставил его. Губительный Зохак победил его, прогнал прочь и начал свое жестокое царствование. Затем последовали времена дикого восстания, из которого победителем вышел герой Ферндун, и его род стал господствовать над Ираном.

При шестом царе после Ферндуна - Густаспе - в древнем иранском роду Спитама появился мальчик, названный по традиции рода "Заратустра". Имя Заратустра (Заратушт, Зардушт, Зороастр) означает "обладающий старым верблюдом". Это было простое крестьянское имя, типичное для древнего Ирана. Наиболее вероятным временным периодом Его жизни считают VIII–VII вв. до н.э., а о точных датах жизни нет и речи. Отца Заратустры звали Поурушаспа, а мать Его носила имя Дайдай ("Божественная рыба"). Предсказанное во сне рождение мальчика виделось Его матери как благословение для всего мира, для тех, кто следует законам Бога. Она увидела прекрасного юношу, вышедшего из яркого света с жезлом и книгой в руках. Его рождению радовалась природа, а сам ребенок, по преданию, появился на свет с радостным смехом, приветствуя мир. Он смеялся, оставляя грудь матери, и от Его смеха дворец наполнялся светом. Когда Заратустра был ребенком, совершалось много чудес, что вызывало зависть у темных сил. Много раз они посягали на жизнь Заратустры, но безуспешно. Заратустра был защищен Божественной силой.

С семи лет его начали обучать священству. Обучение было устным, так как иранцы не знали письма, и состояло из изучения обрядов и выучивания великих "мантр" (заклинаний), составленных мудрецами предыдущих поколений. Считалось, что зрелость достигается в пятьнадцать лет, и в этом возрасте Заратустра стал самостоятельным священником. Сам он называл себя "мантран" - сочинитель мантр, вдохновенных экстатических изречений, заклинаний и гимнов. Он обладал поэтическим даром.

Время, когда жил Заратустра, являлось временем упадка нравственности. Это была эпоха жестоких войн, кровавых жертвоприношений, могущества колдунов и магов. По преданию, в двадцатилетнем возрасте будущий Пророк оставил мирские желания и ступил на путь праведности, скитаясь в поисках Истины, а в тридцать лет получил божественное откровение, оставил дом и пустился в странствия. Это событие упомянуто им в одной из "Гат" (Ясна 43) и кратко описывается в пехлевийском сочинении "Задспрам" (20-21). Как-то раз Заратустра участвовал в сборище по случаю весеннего празднества и пошел на рассвете к реке за водой для приготовления ритуального напитка "сома". Этот напиток изготавливался из листьев кустарника "эфедра", и оказывал на человека возбуждающее действие: "возбужденные, мы поднимаемся на ветрах, как на наших конях, а вы, смертные, можете видеть лишь наши тела" ("Риг-Веда"). Заратустра вошел в реку и взял воду из середины потока, где она была свежее и чище. Когда он возвратился на берег в состоянии ритуальной чистоты, перед ним в свежем воздухе весеннего утра возникло видение. Он узрел на берегу сияющее существо, которое позвало его за собой и привело к шести другим излучающим свет персонам, в присутствии которых Заратустра "не увидел собственной тени на земле из-за их яркого свечения". Это были Божества во главе с Ахура-Маздой. Заратустра провозгласил Его единственным несотворенным Богом, вечно существующим, Творцом всего благого, включая всех других добрых и благих Божеств. Позднее Заратустра не раз еще чувствовал присутствие Ахура-Мазды или слышал Его слова, призывавшие Пророка на служение.

Заратустру считают основателем религии древних иранцев, называемой зороастризмом, или парсизмом; человеком, открывшим людям завет Бога: "хумата, хухта, хваршта" - "добрые помыслы, добрые речи, добрые дела". Когда-то зороастризм исповедовали на территории древнего Ирана, Афганистана, Средней Азии, Южного Казахстана; он объединил большие пространства и оказал немалое влияние на мировые религии. Особенностью учения Заратустры в том, что путь к Богу лежит не столько через обряды и жертвоприношения, сколько через добрые мысли и праведное поведение. Заратустру считают первым Пророком в истории человечества, проповедовавшем монотеизм, учение о единобожии.

Проповедническая деятельность, проведенная Заратустрой среди соплеменников, оказалась бесплодной. Мидийцы (западный Иран) отказались принять новую религию и сохранили старую. Община изгнала Его, и лет десять Пророк провел в скитаниях. Будучи в оппозиции духовенству, Он прошел через тяжелые испытания. Разные жрецы и правители отказывали Ему в крове, видимо, не принимая нравственного и монотеистичного учения нового Пророка.

И тогда Заратустра понес Свое учение в Перейду (восточный Иран). Там Он нашел единомышленников, и Ему удалось добиться благосклонности царя Кави Виштаспы, могущественного правителя Арьешаяны (современные Туркменистан и Афганистан), и его жены - царицы Хутаосы. Это рассердило правителей соседних государств, которые потребовали от Виштаспы возврата к прежней религии и объявили ему войну. Но Виштаспа отказался выполнить их требования, выиграл войну и объявил учение Заратустры официальной религией всего Восточного Ирана. Проповеди Заратустры были записаны золотом на двенадцати тысячах бычьих кож. Главную священную книгу, Авесту, поместили в царскую сокровищницу. В горах Бухары Заратустра выбрал круглую пещеру, украсил ее многочисленными символическими и астрономическими изображениями и торжественно посвятил ее Митр-Азу - незримому Божеству, Отцу Вселенной. В центре потолка яркой жемчужиной изображалось Солнце, вокруг него последовательно располагались планеты, блистая золотом на лазурном фоне, Зодиак был выгравирован чеканным золотом. Четыре века мира были представлены глобусами из золота, серебра, меди и железа.

Заратустра прожил при дворе Кави Виштаспы долгую жизнь, был трижды женат и имел нескольких детей. Он погиб от рук бактрийских кочевников, воевавших против Кави Виштаспы. После гибели Заратустры часть Его учеников переселилась в Мидию (западный Иран) и обратила в свою веру племя "магов". Затем цари рода Ахеменидов распространили учение Заратустры и свою власть на все близлежащие области.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИЯ

Священным символом для последователей учения Заратустры был Огонь. Понятие огня было очень широко, это и всеоживляющая мировая сила, и добро, и путь восхождения к свету, и пламя домашнего очага, и молния. Жертвоприношения состояли исключительно из растений, сожжение животных считалось оскорблением огня. Огню позднее стали поклоняться в специальных храмах-башнях. Внутри такого храма, как правило, находился двухметровый четырехступенчатый каменный алтарь, наверху которого в огромной латунной чаше помещалось Священное Пламя. От других помещений храма зал с огнем отгораживали так, чтобы верующие, молящиеся в храме, не могли видеть само пламя, а видели только его отблески на стенах. Огонь на алтаре придавал людям силы в борьбе со злом, к Священному Пламени могли прикасаться только жрецы, надевавшие специальные белые халаты, белые шапочки и белые маски на лица. Огню не только служили, за ним ухаживали как за живым существом, очищали его и обновляли. Священное Пламя составляли из шестнадцати различных видов огня, в том числе его приносили из домашних очагов представителей различных слоев общества. Самым ценным видом огня считался огонь от удара молнии в дерево, его долго ждали и тщательно берегли.

Древнеперсидская религия задавалась многими вопросами: о времени и пространстве; о происхождении мира и условиях его существования; о судьбе и нравственности человека. Огромное внимание уделялось нравственной и физической чистоте. Нравственные добродетели реализовывались в практических действиях: земледельческом труде, благотворительности, рождении потомства. Учение Заратустры воспитывало уважение к плодородной земле, огню и воде, требовало оберегать их чистоту. Он запретил кровавые жертвоприношения и проповедовал доброе отношение к животным. Учение уравнивало все сословия перед лицом Космоса. Происхождение и состояние не имело значения, свободой воли и нравственным выбором обладали одинаково все.

Заратустра был первым Пророком, который учил о рае и аде, о грядущем воскрешении и о всеобщем Последнем Суде. Спасение каждого человека зависит только от совокупности его мыслей, слов и дел, и вмешиваться в это из сострадания или прихоти не может ни одно Божество. В день Суда человек будет держать ответ не только за судьбу собственной души, но и разделит общую для всех ответственность за судьбу всего мира. Это было учение о мировых силах добра и зла и их борьбе. По содержанию оно пересекается с библейскими текстами, с учением Платона об идеальных первообразах вещей, с неоплатонизмом.

Заратустра пришел в мир, когда в Иране господствовал маздеизм, арийская религия, проповедующая существование множества божественных сил. Это был политеизм, или многобожие, прославляющий Богов в форме элементов природы: Агни - Огонь, Ваю - Ветер, Варуна - Океан и т.д. Принципиально новым в Его учении было то, что образ Ахура Мазды, Мудрого Господа, Бога Света, был возведен в высший ранг за счет умаления остальных богов. В противовес Богу Света действует Ахриман - принцип зла. Так древний политеизм превратился в дуалистический монотеизм - учение о едином Боге, противостоящем мировому злу. Роль человека стала также чрезвычайно высока, роль его личного выбора могла предрешить исход мировой битвы, судьбу мира. Значит, человек стал ответственным за миропорядок. Несомненно, добро восторжествует, в конце концов, но каждый человек должен сам сделать свой выбор и бороться, чтобы ускорить эту победу. Нас судят после смерти по нашим деяниям. Нужно быть хорошими в мыслях и действиях, так как добрые пойдут в рай, а злые будут наказаны.

Итак, добро восходит к верховному творцу Ахура Мазде, Владыке Мудрому, источнику блага и света. Духи добра, или добрые стихии природы, называются асурами (ахурами). Высшие божества, или святые, зороастрийского пантеона скорее являются аспектами Бога Всемогущего, аллегориями Его благих качеств. Это Благая мысль (Воху Мана), Лучшая истина (Аша Вахишта), Власть желанная (Хшатра Вайрья), Святое благочестие (Спента Армайти), Здоровье (Хаурватат), Бессмертие (Амертат). Именно поэтому зороастризм считают монотеистической религией с ярко выраженной нравственной доктриной.

Даже устройство Вселенной непосредственно связано с нравственными основами. Четырехьярусная модель космоса представляет собой аспекты блага. Орбита звезд есть благие мысли, орбита Луны есть благие слова, орбита Солнца соответствует благим делам. Высшей является светоносная сфера, это обитель Ахура Мазды и Его окружения, а царство тьмы соответственно в преисподней.

Дух зла Ангхро Манью - противоположность Ахура Мазде, живет во мраке. Он создал все, что мешает человеку наслаждаться миром и покоем - суровую зиму, удушливую жару, нечистых животных, он положил начало аду, он - виновник зла, отец лжи. Духи зла в зороастризме называются дэвами, и их не надо путать с дэвами индуизма. Здесь дэвы - это злые силы, дурные наклонности человека. Дух зла Ангро Манью был окружен главными злыми духами: ложью (злым словом), духом грабежа (злым делом) и злой мыслью.

Согласно учению Заратустры, сначала Ахура-Мазда сотворил с помощью Святого Духа (Спэнта-Манью) шесть более низких Божеств; их создание Он сравнивает с зажиганием одного светильника от другого. Все эти и другие Божества являются эманациями (излияниями) самого Ахура-Мазды и служат творению добра и уничтожению зла. Вся Вселенная была сперва создана в нематериальном, "духовном" виде, и только потом Ахура-Мазда придал всему материальный облик. Материальное творение оказалось уязвимым для сил зла. Во главе их стоит Ангра-Манью (Архиман). Демоны вызвали все нравственные пороки и духовное зло, от которых страдают люди. Для защиты от них человек должен так сильно почитать Ахура-Мазду и другие Божества и настолько полно принять Их всем своим сердцем, чтобы в нем не осталось места для пороков и слабостей.

Кроме ярко выраженного дуализма учения - двойственности, противоположности мировых сил, - в зороастризме присутствует и троичность. Добро олицетворяет небесная троица: Вездесущий Ахура Мазда, дух огня Арту Вахишта и дух скота Воху Манна, или три нравственных принципа: благое слово, благое дело, благая мысль. Вездесущий был носителем благого слова, дух огня - благого дела, дух скота нес благую мысль. Триада главных нравственных заповедей руководила всей жизнью человека, если он хотел усовершенствоваться. Душа человека имеет свое начало в Ахура Мазде, то есть в бесконечном Божественном свете и мудрости.

Хронология мировой истории также троична, она делится на три эры. Первый мировой период есть царство Ахура Мазды, царство добра и правды, то есть золотой век. В первую эпоху существует исходный духовный мир предсуществования идей и вещей, прообразы добра и зла. Это Менок - мир невидимый, в котором обитают прообразы всего, что будет создано на земле. Во вторую эпоху происходит сотворение мира. Ахура Мазда создает небо, звезды, землю, первобыка и первочеловека. Одновременно начинает действовать и мировое зло, персонифицированное в образе Ангро Манью. Он создает планеты и кометы, не подчиняющиеся движению небесных сфер, загрязняет воду, насылает смерть на первого человека и первого быка. Мир приходит в движение от столкновения добра и зла, рождается человеческий род и все животные. Это эпоха противостояния добра и зла. Все сущее вовлечено в битву лжи против истины. Третий период описан в зороастризме как разрешение конфликта, как грядущая эпоха окончательной победы добра после Судного дня. Вселенная будет очищена огнем, который испепелит злые силы, а праведники пройдут сквозь него невредимыми. Люди-злодеи уйдут в окончательное небытие, праведники войдут в жизнь вечную. Прощенные грешники восстанут и облекутся в новую плоть. Весь мир очистится потоком расплавленного металла, и все, что уцелеет, обретет жизнь вечную.

Борьба между воинством добра и зла составляет содержание мировой истории. Человек, находясь одновременно в присутствии света и тьмы, обладает свободной волей и должен выбирать себя. Во вселенской борьбе двух начал едва ли не ключевая роль отведена человеку. Праведные поступки укрепляют Истину. Истина (Аша) является одним из основных понятий зороастризма. Напротив, дурные поступки человека усиливают стан зла.

Пожалуй, самым удивительным является то, что именно человек творит качество мировой истории. Основным героем является первочеловек, и от его нравственности зависит многое. Во время золотого века первочеловек добродетелен. Он занимается земледелием и скотоводством; выращивает растения, животных и птиц. Природа отвечает ему полным взаимопониманием. Когда человеку не хватает земли, он взмахивает бичом, и она раздвигается, создавая для него новые плодородные угодья. Но вот нарастает гордыня. Человек, имеющий все по своему желанию, перестает прислушиваться к советам и пожеланиям Бога, начинает употреблять в пищу мясо священных быков. В наказание его изгоняют из райской земли и лишают бессмертия. Одновременно нарастают космические силы зла, до сих пор не проявлявшие себя, дремавшие в нижних пластах земли. Человек становится на сторону лжи, активизируя силы зла. Идет второй период мировой истории, противостояние... Однако, согласно пророчествам Заратустры, все благополучно заканчивается. Учение наполнено верой Бога в человека, удивительной актуальностью характеристик добра и зла, и методикой очищения от зла, которую можно применить к самому себе, проверить на практике.

АВЕСТА

История Авесты сложна. Ее содержание восходит к устным сюжетам второго тысячелетия до нашей эры, религиозным гимнам и песнопениям. По существу, они являются ровесниками древнеиндийских Вед. Первые письменные тексты были зафиксированы не ранее III века н.э. Была написана двадцать одна книга, но большая часть текстов не сохранилась. Кроме того, они многократно редактировались в разные времена.

В состав Авесты входят следующие части:
1. Ви даэва датем – Закон, данный против дэвов. Это жреческий кодекс установлений и предписаний, направленных на то, чтобы оградить человека от злых сил.
2. Висперед, что в переводе означает "Все владыки". Это свод литургических молитвенных песнопений.
3. Ясна, или Поклонение, Почитание. Это свод молитв, читавшихся на богослужениях и при отправлении различных ритуалов. Семнадцать глав Ясны называются Гатами, то есть песнями, гимнами. Их авторство приписано Заратустре. Гаты написаны от первого лица и представляют собой назидательные проповеди, прославления Ахура Мазды и бессмертных святых. В языковом отношении диалект Гат очень близок к древнеиндийскому языку "Ригведы", самой ранней из священных книг брахманизма. Судя по языковым особенностям именно Гаты являются древнейшей частью Авесты, они и наиболее почитаемы зороастрийцами. Мало того, именно Гаты дошли до нас в своем первозданном виде, хотя гатский диалект вышел из употребления уже в те времена, когда авестийский язык был разговорным. Соответсвенно Гаты превратились в устойчивые священные формулы, а их буквальное содержание давно утрачено.
4. Яшт – Почитание, Восхваление. Это хвалебные гимны, посвященные отдельным божествам.
5. Малая Авеста представляет собой сборник молитв и гимнов, предназначенных для ежедневного обихода мирян, краткий молитвослов.

Однако сложность древних текстов кажущаяся. Мораль Авесты проста и понятна: это чистота помыслов; взаимопомощь людей в нужде; борьба с завистью, корыстью, тщеславием и гневом; умеренность в желаниях. Это космическая сила человека, способного преодолеть мировое зло.

Согласно "Авесте" высшая цель нашей жизни - достичь совершенного счастья (радости). Средство достижения этой цель - знать волю Бога и поступать сообразно ей. Пусть радость, получаемая от жизни, заполнит сердце до краев. Целомудрие - одно из главных добродетельных качеств. Супружество - одно из самых незыблемых договоров, а дети - дар. Женщины - поддерживающие силы супружества и человечества. Целомудренная женщина - благороднейшее творение Ахуры Мазды.

"Женщина - это чудо творения. Непревзойденная и несравненная по образу и красоте, она пребывает в семи царствах. Она расцветший цветок в саду жизни, распространяющий вокруг аромат".

"Женщина - учительница учтивости для мужчины. Она помогает мужчине духовно расти. Она - поддерживающая сила жизни мужчины".

"Душа, которая убоялась бороться против зла, не смогла выполнить своей духовной миссии и напрасно растратила свою жизнь во время пребывания в этом мире."

"В день Воскресения вы будете нести ответ перед Ахурой Маздой за свои мысли, слова и поступки в этом мире."

Наверное, немногие знают об очень древней религии Зороастризме, и поэтому мы попробуем разобраться в главных идеях, сути, принципах и философии зороастризма, как ранее очень популярного греческо-иранского течения религиозной мысли.

Как переводиться зороастризм?

В переводе с персидского зороастризм переводиться как «Благая Вера» — и понятно, что данная религия берет свое начало от пророка Спитамы Заратустры , наставления по которой он получил от Бога Ахуры Мазды .

А свое название зороастризм получил из-за греческого произношения имени пророка Зороастр .

История Зороастризма

Возникновение зороастризма связывают с жизнью великого пророка Заратустры 754 год до нашей эры и полученных откровений от бога Ахуры Мазды. А вот уже точного места рождения Заратустры ученые определить не могут: Иран, Афганистан или Пакистан.

Вообще все перечисленные места некоторыми учеными считаются и местом Шамбалы в прошлом, и местом рождения некоторых мастеров Тантры.

Если брать саму жизнь пророка Заратустры, то, как и жизнь многих пророков, она складывалась непросто, пройдя и через этапы унижения и изгнания.

Главные идеи Зороастризма

В основе главных идей зороастризма лежит вера в единого Бога и Создателя – Ахура Мазду (Мудрого Бога) , а также вера в Заратустру, как единого пророка, который лично общался с Мудрым Богом и получившим от него учение.

Так же признается Вселенский закон гармонии, установленный Ахурой Маздой. Рано или поздно согласно зороастризму на земле наступит время полной победы Ахура Мазды и зло навсегда покинет планету.

Суть учения Зороастризма

Для того чтобы, достичь праведности в своей жизни зороастризм учит поклоняться единому богу Ахуре Мазде, давшему основы праведной жизни через своего пророка. Причем, учение Заратустры, как и многие другие религии учит личной ответственности за совершенное в этой жизни.

Так, за исполнение благой жизни, а также слов, мыслей и дел человека ожидает Рай и даже больше – рождение в месте, где пребывает сам Бог, это место «Бесконечного Сияния или Света».

А за неправедную жизнь человека в соответствии с философией зороастризма ожидает Ад, где его ждут ужасные муки и саморазрушение.

Существует также идея так называемого «Моста Чинвад» , который проложен между Адом и Раем. Если идет праведник по Мосту, то он становится широким и удобным, а если грешник, то острым, как лезвие и с него он падает в Адскую пропасть.

Принципы Зороастризма

В основе традиции и принципов зороастризма заложена абсолютная вера в Ахуру Мазду и праведность, когда благими делами приближается человек к единому Богу .

Причем учение Заратустра поможет людям победить в последней битве с силой зла, и тем самым разрушить Ад.

Священная книга Зороастризма

Суть учения зороастризма также заложено в определенной святой книге. Авесте – книге или священных текстах, где в разных разделах говорится о почитании Ахуры Мазды, молитвах и способах борьбы с неправедностью.

В зороастрийских храмах постоянно горит огонь – это символ зороастризма и вечной веры в Ахуру Мазду. В учении зороастризма нет монастырей и безбрачия. Главным, как считается – это накопление благих дел и избегать грехов.

Интересными являются и некоторые положения в зороастризме, согласно которым добродетелью считается также здоровый образ жизни и профилактика болезней .

Однако существует и особый принцип в зороастризме, хотя также не противоречащий другим религиям: «СЧАСТЬЕ ТОМУ, КТО ЖЕЛАЕТ СЧАСТЬЯ ДРУГИМ».

Философия Заратустры

Изначально философия зороастризма строилась на самом пророке Заратустре. Можно сказать, его религиозная мысль взлетала ввысь, туда, где ждет каждого необъятное и немыслимое, но такое родное каждому.

Заратустра говорил, что не призывает любить ближнего, потому что, если человек идет к ближнему, значит он бежит от себя . А если человек идет Богу, значит, он хочет потерять себя и обрести Бога внутри . А обычный неразумный человек стремится к внешним вещам и к другим людям из-за страха одиночества, вот и все.

Потому Заратустра своей философией учит божественной неудовлетворенности и стремлению к звездам. Согласно его философии человек уходит к ближнему не от любви, а от собственной пустоты, а заодно, он еще не хочет и боится познать свою внутреннюю пустоту и слиться с Богом внутри.

Мы делаем все лишь бы не оставаться в тишине и не услышать себя

Так обычно человек идет к соседу так как ему нужны друзья и развлечения, и он хочет жениться или выходит замуж, так как ему нужны отношения и дети. В общем лишь бы занять себя чем-то, не понимая, чем и самое главное зачем, и эта занятость – для того, чтобы убежать от себя самого, а не чтобы соприкоснуться с собой.

И обычно каждый только и занимается чем угодно кроме размышления о самом себе и своей жизни, он идет в кино, на работу, в ресторан или цирк. А затем еще и во сне что-то делает.

А поворот к себе — это уже не быть занятым, ведь по сути 90 процентов, а то и больше из каждодневной деятельности бесполезно и не нужно. Это просто потеря жизни напрасно. Заратустра утверждает дальше, что вы уходите к ближнему от самого себя и хотите сделать бескорыстие или даже свою святость из этого.

Учение зороастризма о награде

Но все же вас любят или уважают, или награждают и это уже не бескорыстие, если уже вас здесь наградили, то зачем вас еще и на небесах награждать? То есть, наградит ли вас Бог за эти дела. Заратустра говорит: «Я советую вам бежать от ближних, чтобы любить дальних».

Смысл в том, что ближний аналогичен вам, он также хитер или гневный, как и вы, и такой же жадный и ревнивый. Это бесконечная игра – ты хвалишь кого-то, а тот тебя в свою очередь. Призыв пророка – это призыв к далекой любви, что значит найти себя.

Далее пророк Заратустра говорит, что если и нужны вам в этом мире люди, то не ближние, а именно друзья, и такие друзья, которые хоть и любят, но не вмешиваются и не ставят условий и оставляют вас независимым.

Философия зороастризма о познании себя

Философия Заратустры очень тонка, он говорит: «Брат мой, ты хочешь уединения? Тогда путь к себе, это созидание – когда вы идете прочь от массы» . Художник одинок в своем творении, и танцор тоже.

Когда одного известного танцора спросили, волнуется ли он перед аудиторией, то он ответил, что когда начинает танцевать, не только другие исчезают, но порой и сам исчезает и остается только танец. Иногда люди замечали, что он взлетает очень высоко в танце, несмотря на гравитацию, а приземлялся очень мягко, как пушинка.

Как обрести просветление в зороастризме

Одним из важнейших утверждений в философии Заратустры, является то, что человеческая жизнь хочет превзойти саму себя и здесь возникает страх, страх одиночества, ведь новое может возникнуть лишь, когда старое умрет, и у человека возникает мысль «а кто знает, может новое и не придет, когда расстанусь со старым».

Когда человек остается один ему придется посмотреть вовнутрь себя и возникнет желание подняться и взлететь ввысь. И это желание взлететь существует в каждом человеке.

Заратустра о святых

Иногда в своих изречениях Заратустра упоминает о святых и праведниках. Он говорит, что это смешно, что у них есть идея Дьявола и они боятся его. Это потому, что у них есть идея Бога.

Это смешно говорит Заратустра, они боятся фикции и порой обычные люди выглядят более зрелыми, чем так называемые святые. Так некогда жил король древней Британии Низам, он был очень свят, читал Коран, и многие мусульмане почитали его за святость.

Однако он очень боялся привидений и потому, чтобы уберечься от них он каждый день перед сном (а известно, что они нападают по ночам, когда спишь) засовывал ногу в мешок с солью, это считалось, может уберечь от привидения, они боятся соли.

Однако это был божий человек. Но если Бог не спасет от привидений, как же может тогда соль спасти? И далее утверждает, что человек пробужденный, уже не будет в своем уме ни бояться Дьявола, ни поклонятся Богу, поскольку стоит на равных с ним.

Заратустра говорит, что многое познал в уединении, пустоте и тишине, но обычные люди не могут его понять. Вот таким был пророк и великий мистик Заратустра, который по сути верил практически в те же истины, которые объясняют и все остальные мировые религии, но о всем так сказать Божественном замысле мы поговорим уже в следующий раз.

Вывод

Учение зороастризма, да и других религий может быть понято по-настоящему, лишь, когда постигаются самые глубины. И кто из нас может шагнуть в эту самую глубину? Однако, наверное, эта самая суть мистических учений, та суть, которая и является определяющей и ведущей по дороге к Богу и спасению от суетности этого мира.

До встречи в этой самой глубине мистических учений, в том числе и философии и сути зороастризма, где каждый давно знает другого.

Естественно на нашем портале Обучения и саморазвития мы еще будем писать о многих других религиях, Просветленных людях и священных писаниях, так что добро пожаловать в этот огромный мир путей, ведущих вверх к Богу.

И в следующей статье мы поговорим , как также одного из мудрых религиозных учений среднего востока, а далее вас ждет даже , так сказать большого божественного плана и понимания зачем они были созданы, такими похожими, но такими разными.


Согласно легенде, изложенной в "Шахнамэ" - монументальном своде эпической истории Ирана, созданном классиком персидско-таджикской литературы Фирдоуси (934-1020 г.г. н.э.), вскоре после очередного потопа, накрывшего территорию Средней Азии около 5100 лет тому назад, со стороны Уральских гор явился "пастырь человеков" Хаома, возвеститель нового закона.


Он стал Отцом и Учителем древних иранцев, а при его преемнике люди начали строить поселения и возделывать поля. Сын преемника Хаомы - легендарный царь Джемшид - упорядочил жизнь сословий своего царства. В блестящее правление Джемшида "не умирали животные, не увядали растения, в воде и плодах нигде не было недостатка, не было ни мороза, ни жары, ни смерти, ни страстей, повсеместно господствовал мир".

Но из-за гордости Джемшида блеск Божий оставил его. Губительный Зохак победил его, прогнал прочь и начал своё жестокое царствование. Затем последовали времена дикого восстания, из которого победителем вышел герой Ферндун, и его род стал господствовать над Ираном.

Приблизительно 2700 лет назад при шестом царе после Ферндуна - Густаспе - в древнем иранском роду Спитама появился мальчик, названный по традиции рода "Заратустра". Основателем рода Спитама был мидийский проповедник Зара-Иштар, живший ещё 9300 лет назад в небольшом городке Раи, развалины которого находятся сейчас в окрестностях Тегерана. Члены этого рода из поколения в поколение становились проповедниками и передавали друг другу накопленные веками мудрость и знания.

Юному Заратустре суждено было стать основателем новой иранской религиозно-философской школы, чтобы "научить царей мыслить, говорить и действовать в соответствии с Высшим Законом", а его стихотворные записи "Гаты" стали впоследствии важнейшей частью "Авесты" - священной иранской книги. Язык семнадцати великих гимнов "Гат" оказался удивительно близок к языку индийской "Риг-Веды".

Отца Заратустры звали Поурушаспа, а мать его носила имя Дайдай ("Божественная рыба"). С семи лет его начали обучать священству. Обучение было устным, так как иранцы не знали письма, и состояло из изучения обрядов и выучивания великих "мантр" ("заклинаний"), составленных мудрецами предыдущих поколений.

Считалось, что зрелость достигается в 15 лет, и в этом возрасте Заратустра стал самостоятельным священником. Сам он называл себя "мантран" - сочинитель мантр, вдохновенных экстатических изречений, заклинаний и гимнов. Многие годы Заратустра провёл, скитаясь в поисках Истины, пока, наконец, в 30 лет он не получил откровение. Это событие упомянуто им в одной из "Гат" (Ясна 43) и кратко описывается в пехлевийском сочинении "Задспрам" (20-21).

Как-то раз Заратустра участвовал в сборище по случаю весеннего праздненства и пошёл на рассвете к реке за водой для приготовления ритуального напитка "сома". Этот напиток изготавлялся из листьев кустарника "эфедра" и оказывал на человека возбуждающее действие: "возбуждённые, мы поднимаемся на ветрах как на наших конях, а вы, смертные, можете видеть лишь наши тела" ("Риг-Веда").

Заратустра вошёл в реку и взял воду из середины потока, где она была свежее и чище. Когда он возвратился на берег в состоянии ритуальной чистоты, перед ним в свежем воздухе весеннего утра возникло видение. Он узрел на берегу сияющее существо, которое позвало его за собой и привело к шести другим излучающим свет персонам, в присутствии которых Заратустра "не увидел собственной тени на земле из-за их яркого свечения". Это были Божества во главе с Ахура-Маздой.

Ахура-Мазда (Ормузд) или Ашшур с древности почитался в Иране как величайший из асур. Заратустра провозгласил его единственным несотворённым Богом, вечно существующим, Творцом всего благого, включая всех других добрых и благих Божеств. Позднее Заратустра не раз ещё чувствовал присутствие Ахура-Мазды или слышал его слова, призывавшие пророка на служение.

Разрушительными силами, противодействующими нравственным асурам, Заратустра считал дэвов - Индру и его союзников. Во главе этих сил стоит Ангра-Манью (Ахриман), который как и Ахура-Мазда изначален, но несведущ и полностью зловреден. Дэвы для Заратустры были злыми по своей природе, "лживыми Богами", которым нельзя поклоняться.

Согласно учению Заратустры, сначала Ахура-Мазда сотворил с помощью Святого Духа (Спэнта-Манью) шесть более низких Божеств; их создание он сравнивает с зажиганием одного святильника от другого. Все эти и другие Божества являются эманациями (излияниями) самого Ахура-Мазды и служат творению добра и уничтожению зла. Вся Вселенная была сперва создана в нематериальном, "духовном" виде, и только потом Ахура-Мазда придал всему материальный облик.

Материальное творение оказалось уязвимым для сил зла. Ангра-Манью напал на мир; дэвы-демоны вызвали все нравственные пороки и духовное зло, от которых страдают люди. Для защиты от них человек должен так сильно почитать Ахура-Мазду и другие Божества и настолько полно принять их всем своим сердцем, чтобы в нём не осталось места для пороков и слабостей. Одни асуры помогают человеку в его нравственной борьбе, другие (например, Солнце и Луна) содействуют сохранению материального мира. Человечество должно постепенно победить зло и восстановить первоначальную совершенную духовность.

Души людей вынуждены время от времени покидать материальный мир и уходить в нематериальный. После смерти тела душа на три дня задерживается на Земле, а затем спускается в царство мёртвых, которым правит Яма - первый царь на Земле и первый из умерших людей. В царстве Ямы души живут, словно тени.

Душа, расставаясь с телом, судима за то, что совершала в течение жизни. Весы правосудия находятся в руках Митры; на одной чаше весов лежат все добрые мысли, слова и дела, а на другой - злые. Долг каждого верующего - возделывать землю, защищать скот, не осквернять добрые стихии и придерживаться добродетели, и тогда после смерти его душа войдёт в рай Гаро-Дмана, путь куда проходит по мосту душ, широкому для праведников, а для грешников узкому как тонкий волос или как лезвие ножа. Падающая с моста душа попадает в ад, где под надзором Ангри-Манью переживает "долгий век страданий, мрака, дурной пищи и скорбных стонов" (Ясна 20, 31).

Заратустра учил, что в конце веков произойдёт всеобщее Воскрешение, за которым последует Последний Суд, когда праведные будут отделены от грешных. Божества расплавят весь металл в горах, и он потечёт на Землю раскалённой рекой, и все люди должны будут пройти сквозь эту реку. "Для праведных она покажется парным молоком, а нечестивым будет казаться, что они во плоти идут через расплавленный металл." (Б.Бундахиши XXXIV, 18-19).

Все грешники переживут вторую смерть, дэвы будут уничтожены в последнем сражении с асурами, река металла потечёт вниз и сожжёт Ангра-Манью и последние остатки зла в мире. После Суда Ахура-Мазда даст людям мистический напиток "белую сому", вкусив который, они станут бессмертными, едиными в мыслях, словах и делах, нестареющими, незнающими болезней и тления, вечно радующимися в Царстве Бога на Земле.

Заратустра был первым пророком, который учил о рае и аде, о грядущем воскрешении и о всеобщем Последнем Суде. Спасение каждого человека зависит только от совокупности его мыслей, слов и дел, и вмешиваться в это из сострадания или прихоти не может ни одно Божество. В день Суда человек будет держать ответ не только за судьбу собственной души, но и разделит общую для всех ответственность за судьбу всего мира.

Годы, проведённые Заратустрой среди соплеменников, оказались бесплодными. Мидийцы отказались принять новую религию и сохранили старую, и тогда Заратустра понёс своё учение в Восточный Иран (Персиду). Ему удалось добиться благосклонности царя Кави Виштаспы, могущественного правителя Арьёшаяны (современные Туркменистан и Афганистан), и его жены - царицы Хутаосы. Это рассердило правителей соседних государств, которые потребовали от Виштаспы возврата к прежней религии и объявили ему войну. Но Виштаспа отказался выполнить их требования, выиграл войну и объявил учение Заратустры официальной религией всего Восточного Ирана.

В горах Бухары Заратустра выбрал круглую пещеру, украсил её многочисленными символическими и астрономическими изображениями и торжественно посвятил её Митр-Азу - незримому Божеству, Отцу Вселенной. В центре потолка яркой жемчужиной изображалось Солнце, вокруг него последовательно располагались планеты, блистая золотом на лазурном фоне, Зодиак был выгравирован чеканным золотом. Четыре века мира были представлены глобусами из золота, серебра, меди и железа.

Священным символом для последователей учения Заратустры был Огонь, которому позднее стали поклоняться в специальных храмах-башнях. Внутри такого храма как правило находился двухметровый четырёхступенчатый каменный алтарь, наверху которого в огромной латунной чаше помещалось Священное Пламя. От других помещений храма зал с огнём отгораживали так, чтобы верующие, молящиеся в храме, не могли видеть само пламя, а видели только его отблески на стенах.

Огонь на алтаре придавал людям силы в борьбе со злом, к Священному Пламени могли прикасаться только жрецы, надевавшие специальные белые халаты, белые шапочки и белые маски на лица. Огню не только служили, за ним ухаживали как за живым существом, очищали его и обновляли. Священное Пламя составляли из 16-ти различных видов огня, в том числе его приносили из домашних очагов представителей различных слоёв общества. Самым ценным видом огня считался огонь от удара молнии в дерево, его долго ждали и тщательно берегли.

Заратустра прожил при дворе Кави Виштаспы долгую жизнь, был трижды женат и имел нескольких детей. Он погиб от рук бактрийских кочевников, воевавших против Кави Виштаспы. После гибели Заратустры часть его учеников переселилась в Западный Иран (Мидию) и обратила в свою веру племя "магов". Затем цари рода Ахеменидов распространили учение Заратустры и свою власть на все близлежащие области.

Наибольшего расцвета Иран достиг в годы правления персидского царя Дария I (522-486 г.г. до н.э.), сына Виштаспы. Его империя простиралась "от греческого моря до Гималаев и от африканской пустыни до Аральского моря и включала в себя 127 сатрапий" (областей). Вся страна изобиловала замками и крепостями и славилась сетью хороших дорог, почтовых станций и эстафет.

Благодаря умелому руководству и чёткой военной организации Дарий I сумел превратить Иран в сильнейшую передовую державу своего времени. По его распоряжению в столице Персии Персеполе из камня было высечено громадное изображение Ахура-Мазды: он был в короне, которую венчал шар со звездой, вокруг головы сиял солнечный диск, за спиной были крылья, а в руке - символ власти "гривна" - спираль, свёрнутая в 3 с половиной оборота.

"Я возвратил господство, отнятое у нашего рода, я восстановил храмы и поклонение покровителю нашего царства,... милостью Ормузда я возвратил себе отнятое, я возвратил прежнее счастье своему царству, Персии, Мидии и другим провинциям," - гласит надпись на надгробье Дария I. Учение Заратустры оставалось основной религией Средней Азии целую тысячу лет и было ликвидировано только с приходом ислама.