Моторные масла Роснефть – синтетика или полусинтетика? Сравнение технических характеристик моторных масел роснефть и лукойл Масло роснефть или шелл хеликс

Лет десять назад российской синтетики просто не было в природе. Более того, использование любого отечественного масла молчаливо приравнивалось к скупости и недальновидности. А сейчас?

Год назад ЗР проводил экспертизу полусинтетических масел 10W-40 (ЗР, 2010, № 3, 4 ). Тогда отечественные масла почти не проиграли ни немецким, ни корейским, а в чем-то были даже лучше. Сейчас мы решили оценить чистую синтетику - восемь образцов.

О классификации современной синтетики - в «Нашей справке» (в конце статьи). Как обычно, все масла обезличили, закодировав образцы. Затем они в идентичных условиях отработали по 10 моточасов в одном и том же двигателе на стенде аккредитованной лаборатории - эта пристрелка необходима для вывода параметров масла на рабочий участок. Только потом идет полномасштабный цикл моторных испытаний. Затем в другой аккредитованной лаборатории измерили основные физико-химические параметры (ФХП) образцов и в заключение раздали пять премий - в номинациях «Экономичность», «Мощность», «Экстремальная защита», «Экология», «Пуск». И составили итоговую «табель о рангах».

Как выбирали участников? С российской стороны ассортимент полной синтетики пока скромен: в тест попали «ЛУКОЙЛ-Люкс» (новинка), а также хорошо известные ТНК-Magnum и «Роснефть-Premium». Компанию им составили менее распространенное гидрокрекинговое «SINTOIL-Ультра» и «ТОТЕК-Астра Робот» на основе полиальфаолефинов (ПАО). Любопытно, что все эти масла разных групп качества: с SM от ЛУКОЙЛа и «Роснефти» соседствовали SL от ТНК и SJ в «SINTOIL-Ультра». Кстати, последнее обстоятельство фактически лишило обнинское масло шансов на равную борьбу с продукцией более современных групп, а потому решено было проверить его вне конкурса.

С импортом сложнее: выбор слишком велик. Мы не стали брать продукцию самых известных брендов и предпочли менее раскрученные. Кроме того, хотелось расширить диапазон групп качества по API, чтобы выравнять исходные условия для наших и ненаших. И наконец, любопытство подсказало взять масла, построенные на разных базах. Группу продуктов на гидросинтетической основе представило немецкое MANNOL Extreme (API SL/CF), полностью синтетические масла - японское ENEOS Gran-Touring (API SM), а за самую современную группу - эстеровые масла - отвечало бельгийское Xenum X1 (API SM/CF).

Экономичность и мощность

Листаем протокол. Об экономичности мы судили по количеству топлива, затраченному на стандартный цикл испытаний. Лучший результат показало самое продвинутое масло на эстеровой основе - Xenum X1. По отношению к эталонному минеральному оно сэкономило почти 9% топлива - это очень много! Но продукт под такие характеристики и создавался, а энергосберегающий эффект заявлен в описании. Тем приятнее, что «ЛУКОЙЛ-Люкс» и ТНК-Magnum отстали от лидера совсем немного, снизив расход топлива на 8 и 7% соответственно.

Лучшим по мощности стало масло MANNOL Extreme. С ним мотор выдал на 3% больше «лошадок», чем на эталоне. Из наших к нему вплотную подобрался опять же «ЛУКОЙЛ-Люкс».

Почему так получилось? А потому, что для максимальной экономичности высокотемпературная вязкость масла должна быть не большой или маленькой, а именно оптимальной. А вот для достижения максимальной мощности, напротив, большой. Смотрим в таблицу - так все и есть: по этому параметру ЛУКОЙЛ и MANNOL лидируют.

Экология

В «зеленой» номинации лучший продукт выбирали по токсичности отработавших газов и содержанию серы и фосфора в масле. Как известно, сернистые соединения, равно как и фосфор, быстро убивают катализаторы. Поэтому автопроизводители требуют, чтобы содержание серы в масле не превышало 0,2%, а фосфора - 0,08%. Эти цифры в зависимости от допуска производителя автомобиля могут немного меняться, но их порядок именно такой.

Смотрим… В требуемые 0,2% серы не уложилось ни одно масло. Но это не криминал: за время работы в двигателе масла вполне могли «впитать» дополнительные сотки процента от российского топлива, которое малым количеством серы не отличается. Ближе всего к необходимому уровню подошло японское масло ENEOS Gran-Touring, рядом - бельгийское Xenum X1. У отечественных серы почти в два раза больше. Особенно богаты ею гидросинтетические масла: из российских - «SINTOIL-Ультра», из импортных - MANNOL Extreme. Это вполне объяснимо: технология производства таких масел на нынешний день уже старовата.

Фосфора в импортных маслах тоже меньше: они четче ориентированы на экологию. А вот с токсичностью все не так просто. Понятно, что любое масло не сильно влияет на содержание оксидов углерода СО и азота NOx, чего не скажешь о составе топливовоздушной смеси и особенностях процесса сгорания. Но часть «це-аш» в составе выхлопа зависит именно от сгорающего в цилиндре масла - на этот показатель влияют степень летучести самого масла и толщина масляной пленки, оставленной в цилиндре поршневыми кольцами, когда на такте расширения поршень идет вниз. Косвенный показатель летучести - температура вспышки: чем она выше, тем меньше летучих компонентов в масле и оно медленнее выгорает. А толщину пленки под кольцами при прочих равных условиях определяет вязкость при высокой температуре.

По температуре вспышки лидируют два масла - наш «ТОТЕК-Астра Робот» и бельгийский Xenum X1 - выше 245 °С при достаточно умеренной высокотемпературной вязкости. А в общем итоге первое место за экологичность получает Xenum X1 - в нем еще и серы с фосфором мало. Совсем немного уступило ему японское масло ENEOS Gran-Touring. Среди отечественных лидирует «ТОТЕК-Астра Робот».

Экстремальная защита

Ее эффективность определили несколько позиций. Главная - результаты испытаний на четырехшариковой машине трения: моделируем предельные нагрузки узла трения и отслеживаем реакцию на них масляной пленки. Кроме того, мы учитывали вязкость масла при высокой температуре. Ведь чтобы не допустить аварийной работы узла трения, надо создать в нем масляный слой необходимой толщины, и тут упомянутый параметр играет решающую роль.

Как нам представляется, более высокие трибологические параметры отечественных масел объясняются… их худшей экологичностью! Ведь сера и фосфор - это естественные антизадирные присадки: чем их больше, тем лучше защищен узел трения. А для западного производителя срок службы не так важен, как экология.

В общем, в этой номинации наши впереди! Приз получает «Роснефть-Premium», второе место у «ЛУКОЙЛа-Люкс». А бронзу делят наш ТОТЕК и MANNOL.

Холодный пуск

В этой номинации учитывали величину силы трения в реальном моторе на пусковых оборотах, условную температуру проворачиваемости коленчатого вала и температуру застывания моторного масла. В итоге первый приз достался японскому маслу ENEOS Gran-Touring, рядом с ним расположились российские «Роснефть-Premium» и «ЛУКОЙЛ-Люкс».

Долой предвзятость!

Не так уж сильно различаются результаты отечественной синтетики и импортной: ЛУКОЙЛ вообще оказался на пьедестале, да и четвертое место наше! И пятое, кстати, тоже. Конечно, короткий цикл испытаний не может дать ответов на все вопросы - этот вывод скорее предварительный и подлежит уточнению в ходе ресурсного тестирования.

В общей табели о рангах снова подтвердилось уже неоднократно высказанное ЗР утверждение о важности группы качества по API и соответствия масла современным требованиям автомобильных фирм. Лидеры равняются на требования API SM/CF, а это пока наивысшая группа качества. Выявились и реальные преимущества синтетики перед полусинтетикой, причем по всем номинациям.

Но интересно и другое: завоевывая «оскары» в одних номинациях, то же самое масло может дать худший результат по другим параметрам (кстати, так бывало и раньше). Например, масло MANNOL Extreme, взявшее первый приз за мощность мотора, вполне предсказуемо сползло по экономичности и экологии. Чудес не бывает: масло, как и все живое, требует баланса и подбора под конкретную задачу, в зависимости от того, в чем нуждается потребитель.

В целом же результаты оценим как предсказуемые. В лидерах - эстеровые масла и продвинутая полная синтетика на базе ПАО, но с добавлением дисульфида молибдена, в аутсайдерах - продукты гидрокрекинга. Первые четыре места заняли масла группы SM, последним оказался представитель SJ. Что до выбора между нашими и ненашими, то ручаемся: производить хорошие масла в России умеют! И это здорово.

Итог

И по местам

Вне зачета: «SINTOIL-Ультра», Россия

Классификация - SAE 5W-40, API SJ/CF

Указанные допуски - нет

Средняя цена - 840 руб. (канистра 4 л)

Группа качества - SJ древняя, аналогов уже не встретишь. Этим, видимо, и объясняется отсутствие подтвержденных допусков автопроизводителей. Именно несовременная группа качества еще на старте вывела это масло из общей группы участников.

В активе - доступная цена, самый высокий среди российских масел индекс вязкости, а также большое щелочное число.

Плюсы: хорошие пусковые характеристики при низких температурах, доступная цена.

Минусы: низкий класс качества по API, высокое содержание серы и фосфора снижает экологические характеристики.

7 место: MАNNOL Extreme Synthetic, Германия

Классификация - SAE 5W-40, ACEA A3/B3, API SL/CF

Указанные допуски - VW 505.00/502.00, MB 229.3

Средняя цена - 830 руб. (канистра 4 л)

Цена ниже, чем у самого дешевого российского. Но масло очень неоднозначное: взяло первое место за мощность, но при этом хуже других по экономичности и экологичности. Среди всего импорта здесь больше всего серы и фосфора, и это при отличных низкотемпературных свойствах. Сплошные противоречия!

Плюсы: лучшие показатели по мощности, хорошие низкотемпературные свойства, самая низкая цена.

Минусы: сравнительно невысокие энергосберегающие и экологические свойства.

6 место: «ТОТЕК-Астра Робот», Россия

Классификация - SAE 5W-40

Указанные допуски - нет

Средняя цена - 1500 руб. (канистра 4 л)

Очень дорогое масло. Отличается низкой летучестью. Низкая температура замерзания, самые лучшие трибологические параметры (стойкость пленки и антизадирные свойства).

Плюсы: высокие защитные свойства, низкая летучесть, экологические показатели по выхлопу одни из лучших.

Минусы: много серы, высокая для отечественного продукта цена, отсутствие подтвержденных допусков автопроизводителей.

5 место: ТНК-Magnum, Россия

Классификация - SAE 5W-40, API SL/CF

Указанные допуски - MB 229.3, VW 502.00/505.00, GM LL-B-025, BMW LL-98 Porsche

Средняя цена - 1070 руб. (канистра 4 л)

Красивая канистра, которую ни с какой другой не спутаешь. Масло с высокими моторными показателями, хорошими низкотемпературными свойствами. Во всех номинациях неплохие баллы, сумма которых и дала место в середине таблицы.

Плюсы: хорошие энергосберегающие показатели, низкие потери в трении.

Минусы: дороговато… и до SM не дотянуло.

4 место: «Роснефть-Premium», Россия

Классификация - SAE 5W-40, ACEA A3/B4–04, АСЕА В3–98, API SM/CF

Указанные допуски - соответствует MB-Approval 229.3, VW 502.00/505.00, Opel GM LL-B-25

Средняя цена - 840 руб. (канистра 4 л)

Хорошее масло, причем недорогое. Из выборки отечественных продуктов ближе всего к импортным по содержанию серы и фосфора. При этом - первое место по защитным свойствам! И второе за холодный пуск.

Плюсы: высокие защитные свойства, хорошие пусковые характеристики, доступная цена.

Минусы: сравнительно невысокие энергосберегающие свойства.

3 место: «ЛУКОЙЛ-Люкс», Россия

Классификация - SAE 5W-40, API SM/CF, соответствует АСЕА В3–98

Указанные допуски - одобрено MB-Approval 229.3, Porsche A40; соответствует VW 502.00/505.00, BMW LL-98, Opel GM-LL-B-025

Средняя цена - 990 руб. (канистра 4 л)

Среди российских - бесспорный лидер. Вице-чемпион по энергосберегающим функциям. Очень честное заводское описание. Средняя летучесть, высокое щелочное число - значит, мотор будет чистым. Но вот серы многовато, что в Европе не приветствуется.

Плюсы: высокие защитные свойства, хорошие моторные показатели по расходу топлива и мощности.

Минусы: высокое содержание серы, отсюда не лучшие экологические показатели.

2 место: Xenum X1 Ester Hybrid Synthetic, Бельгия

Классификация - SAE 5W-40, ACEA A3/B4 С3, API SM/CF

Указанные допуски - VW 505. 00/502.00, MB 229.51, BMW LL-04

Средняя цена - 1890 руб. (канистра 5 л)

Ожидаемый лидер, поскольку эстеровые технологии - будущее моторных масел. Тесты это только подтвердили. Первые места за экологию и экономичность, высокие результаты по мощности и пуску. Жаль, невысокие трибологические показатели немного испортили впечатление. И дороговато.

Плюсы: лучшие показатели по энергосбережению и экологии.

Минусы: сравнительно невысокие трибологические показатели.

1 место: ENEOS Gran-Touring, Япония

Классификация - SAE 5W-40, ACEA A3, API SM

Указанные допуски - нет ссылок

Средняя цена - 1490 руб. (канистра 4 л)

Заявлено как «масло № 1 в Японии». Единственный продукт, который, судя по классам API и ACEA, ориентирован только на бензиновые двигатели. Правда, непонятно почему. Лучшее по пусковым характеристикам, высокие результаты по мощности и экологии, а в сумме - уверенная победа.

Плюсы: высокие показатели по мощности, холодному пуску, экологичности, отличные низкотемпературные свойства, самое низкое содержание серы и фосфора.

Минусы: невысокие трибологические показатели, солидная цена.

Итоговые таблицы

(все таблицы открываются в полный размер по клику)

Как расставляли баллы

Использовали нашу традиционную методику. Сначала на основании анализа всего комплекса полученной информации расставили масла по местам в каждой из номинаций. Что и почему при этом учитывалось, рассказано в статье. Но часть второстепенных данных, которые тоже принимали во внимание, осталась в протоколах из-за дефицита места в журнале.

Дальше выставили промежуточные оценки: за первое место, как обычно, 5 баллов, за последнее 1 балл, остальные подсчитывали пропорционально полученным результатам. Весовые коэффициенты по всем пяти номинациям взяли равными. Желающие могут, конечно же, пересчитать результаты с иными весовыми коэффициентами - сообразно своим собственным критериям. Итог прост: кто больше баллов набрал, тот и выше в общем рейтинге. Цены масел в оценке не участвовали, но они приведены в комментариях.

Наша справка: какая бывает синтетика

Синтетика - масло, построенное на основе базового, полученного путем химического синтеза продуктов переработки нефти. Эти базовые масла, согласно действующей классификации API, делят на ряд основных групп.

Группа III - базовые масла с высоким индексом вязкости, полученные по технологии каталитического гидрокрекинга (НС-технология). По сути, это минеральные масла, чьи свойства приближены к синтетическим. Однако некоторые фирмы называют их либо полусинтетическими, либо синтетическими, либо гидросинтетическими.

Группа IV - синтетические базовые масла на базе ПАО, извлекаемых преимущественно из газов этилена и бутилена. Такие масла обладают предсказуемыми свойствами, стабильны, имеют оптимальную вязкостно-температурную характеристику, низкую летучесть. Их называют полной синтетикой (full synthetic), они сегодня занимают основную часть рынка синтетики.

Группа V - базовые масла, не вошедшие в предыдущие группы; в частности, масла на растительной основе, в том числе на основе эстеров. Эстеры - сложные эфиры, продукты нейтрализации карбоновых кислот спиртами. Сырьем служат не нефтяные, а растительные масла - кокосовое, рапсовое или др. Такие масла более стабильны, биологически разлагаемы и т. п. Главный недостаток - высокая цена.

Михаил Колодочкин, доцент кафедры ДВС СПбГТУ Александр Шабанов

У импортных масел лучше «экология», а у наших - защитные свойства.

Современные масла на базе эстеров и полиальфаолефинов хоть и дороже, но по всем параметрам лучше гидрокрекинговых.

16.02.2012
Масла ЛУКОЙЛ-Люкс и Роснефть-Premium берегут двигатель лучше, чем Xenum X1

Синтетическое моторное масло уверенно заняло место в ряду отечественных товаров, качеству которых смело можно доверять. Убедительное тому доказательство - сравнительные испытания популярных марок российской и импортной «синтетики», которые провели в минувшем году эксперты из «северной столицы» России (с участием доцента кафедры ДВС Санкт-Петербургского технического университета Александра Шабанова). Основные физико-химические характеристики образцов оценивались в пяти номинациях (соответственно, по экономичности, мощности, экстремальной защите двигателя, экологичности и параметрам холодного пуска), а по суммарному итогу выбирали лучшее моторное масло. Наилучшие показатели по экономичности и мощности показали различные продукты. Самым экономным по расходу топлива (целых 9% в сравнении с минеральным!) оказалось бельгийское масло Xenum X1, созданное на эстеровой основе, которое, собственно, и позиционируется именно как энергосберегающее. Наивысшую же мощность обеспечивает применение MANNOL Extreme, в прочих номинациях не показавшего высоких результатов. Зато ЛУКОЙЛ-Люкс занял вторые строчки в обоих протоколах, т.е. может считаться оптимальным по соотношению экономичность/мощность. С экологической точки зрения (токсичность выхлопных газов, содержание в масле фосфора и серы) лучшими следует считать Xenum X1ENEOS и японское Gran-Touring, а наиболее «грязными» оказались гидросинтетические масла: российское SINTOIL-Ультра и немецкий MANNOL. При экстремальных нагрузках эффективнее других себя проявили именно отечественные масла! (Как раз за счет избытка серы и фосфора! Ну, нет в мире совершенства!) Максимальную защиту обеспечивает Роснефть-Premium, далее в списке - ЛУКОЙЛ-Люкс и ТОТЕК. Тройка лидеров по параметрам холодного пуска - ENEOS Gran-Touring, Роснефть-Premium и ЛУКОЙЛ-Люкс. Во время испытаний учитывались величина силы трения в моторе при пусковых оборотах, условная температура проворачиваемости коленвала и температура застывания моторного масла. В целом ЛУКОЙЛ-люкс и Роснефть-Premium, занявшие по результатам «пятиборья» третье и четвертое места, почти не уступают японскому и бельгийскому маслам, даже превосходя их по ряду важных параметров. У иноземных масел однозначно лучше с экологией, зато отечественные производители обеспечивают более высокие защитные свойства, а также хорошее соотношение цена/качество. Годом раньше проводилась аналогичная экспертиза полусинтетических масел. И результаты тоже оказались впечатляющими скептиков: отечественные масла почти не уступили немецким и корейским продуктам, а в чем-то и превзошли их.

Подготовительный этап оптимизма не внушал: полусинтетику лучше группы SL в России пока что не производят. Количество участников заведомо скромное. А ведь вопрос, можно сказать, политический: можем или не можем?

Впрочем, где политика, там и оптимизм: дела не так плохи. Хотя бы потому, что не все импортные гранды из предыдущей экспертизы могли похвастаться и таким классом по API. А на ринг мы вызываем «ЛУКОЙЛ-Люкс» 10W-40 и «ТНК Маgnum» 10W-40. Компанию им составит «Роснефть Маximum» 5W-40. В номинации «Пуск» это масло пойдет вне конкурса - «пятерка» вместо «десятки» по SAE заведомо дает ему преимущества. Но «десятка» от «Роснефти» существует только в более низком классе SJ, поэтому брать ее неинтересно. А мы заодно подтвердим (или опровергнем) наше старое утверждение: первая цифра по SAE ни на что, кроме параметров холодного пуска, практически не влияет.

В качестве эталона приглашен лидер предыдущих испытаний - Shell Helix Plus 10W-40. Это тоже можно назвать политикой: уж если проиграем, то, по крайней мере, стыдно не будет…

СТАРАЯ СТРАТЕГИЯ НОВОГО БОЯ

Коли решили тянуть параллели между двумя экспертизами, то и методику испытаний надо выдерживать полностью идентичной. Так и сделали: те же три лаборатории и три цикла испытаний каждого образца масла. Первый - моторный, в котором сначала каждое масло «катали» согласно заданной программе. Второй - определение важнейших физико-химических параметров. Третий - трибологические испытания на четырехшариковой машине трения. А дальше анализ результатов по той же шкале оценок, которую мы использовали ранее.

Главный вывод оказался достаточно неожиданным: у наших масел все гораздо лучше, чем кажется многим. Напомним: первый приз мы назначили за энергосберегающие свойства. И здесь «ЛУКОЙЛ-Люкс» показал результат, практически не отличающийся от шелловского. Достижения «ТНК Маgnum» и «Роснефть Маximum» немного скромнее, но вполне на уровне большинства импортных аналогов и даже лучше, чем у некоторых. Кстати, анализ высокотемпературной вязкости дал тот же вывод, что и в мартовской экспертизе: вязкостно-температурная характеристика продукта ЛУКОЙЛа близка к оптимальной (которую мы наблюдали у масел «Шелл», «Зик» и «Эссо»). Отсюда хорошая экономичность мотора, при этом защита узлов трения остается на должном уровне. У масел ТНК и «Роснефти» вязкость немного выше. Это дает больший расход топлива, зато улучшает ресурсосберегающие свойства этих масел.

Второй приз - за динамику и мощность. Картина повторилась: явного лидера нет, а различия в крутящем моменте в 0,5–1,5% серьезными не назовешь.

Далее экология. Тут учитывался баланс моторных показателей, свидетельствующих об увеличении или уменьшении содержания токсичных компонентов в отработавших газах реального двигателя и содержания в масле потенциально опасных для природы веществ - серы и фосфора. В масле ЛУКОЙЛа серы примерно столько же, сколько у основной выборки импортных аналогов; в продуктах ТНК и «Роснефти» ее чуть больше, но по этому параметру они практически не отличаются от «Шелла».

Картина изменилась на четвертом этапе. В номинации «Экстремальная защита» наши масла явно переиграли «Шелл» - об этом явно говорят результаты испытаний на четырехшариковой машине трения. Ложечкой дегтя может оказаться разве лишь то, что и в группе грандов «Шелл» в этой номинации выглядел скромнее других.

Но больше всего удивили результаты в номинации «Пуск». Напоминаем: здесь нас интересовали индекс вязкости масла, условная температура проворачиваемости, низкотемпературные свойства и мощность механических потерь двигателя на малых оборотах. Среди импортных масел в лидерах был как раз «Шелл» с индексом вязкости 158, а вот у всех наших участников он оказался… выше 160! Ну ладно, с «Роснефтью» такой результат был предсказуем - она все-таки «пятерка», а потому обязана быть лучшей. А вот ЛУКОЙЛ и ТНК по-настоящему порадовали. Следствие - более низкая температура проворачивания коленчатого вала. И это все четко подтвердилось очень низкой температурой застывания.

ЧУМАЗЫЙ ИГРАТЬ НЕ МОЖЕТ?

Получается, наши масла - то, что надо? Цифры есть цифры, с ними не поспоришь. Интереса ради объедините таблички результатов из этой экспертизы и из предыдущей, предварительно перемешав столбцы и закрыв рукой строчку с названиями масел. И попробуйте найти среди всей выборки наши, отечественные. Не получится! По большому счету это не должно удивлять: мировое разделение труда коснулось и нас. Ведь во всем мире всего пять-шесть фирм, специализирующихся на производстве пакетов присадок, а потому все производители масел так или иначе пользуются какими-то из них. То же самое относится и к базовым основам товарных масел. Откуда тогда взяться разнице?

Принцип распределения мест остался прежним - как в соревновании, проведенном между «иностранцами», но малое число участников упростило задачу. «Шелл» - образец для сравнения, продукция «Роснефти», имея вязкость 5W-40, автоматически отправилась во «внеконкурсный показ». А поскольку ЛУКОЙЛ во всех испытаниях оказывался хоть ненамного, но лучше ТНК, то ему и быть первым. Зато масло ТНК дешевле!

Если сравнить таблицы с результатами этой и предыдущей экспертиз, закрыв рукой строчку с названиями масел, то выделить отечественные по результатам не удастся. Потому что наши - не хуже!

Конечно, никто не собирается по итогам экспертизы сталкивать лбами ЛУКОЙЛ и «Шелл». Понятно, что объема испытаний, проделанных при подготовке этого материала, для полноценного сравнения все-таки недостаточно. Многое, в частности, зависит от того, как масло поведет себя при больших сроках эксплуатации. Именно в ресурсе масла, его склонности к отложениям и пролонгированной моющей способности заключается реальное качество. Представители элиты масляного мира такое испытание у нас уже прошли, причем с успехом (ЗР, 2009, № 10; 2010, № 1). А как в сравнении с ними поведут себя на марафонской дистанции отечественные участники, мы пока сказать не можем. Но очень постараемся найти ответ на этот вопрос.

И еще капелька дегтя. У большинства канистр импортных масел в горловине есть вытяжная леечка, которая позволяет аккуратно лить масло в двигатель безо всяких воронок, а ни у одной из наших ее нет. Так трудно сделать? Мелочь, конечно, но все же

Кашу маслом испортишь! Если масло не из той бочки и не по назначению...


Вы задумывались, почему в России такое истинно российское отношение ко всему российскому? То есть, АвтоВАЗ - дрова, УАЗ - металлолом, ГАЗ - маршрутка, а весь патриотизм кончается быстрее, чем звучит слово «патриот» на люксембургском языке. Это три буквы, если что, но не то, что на заборе пишут.

Развал СССР и первые годы «молодой» России сделали свое дело, да и многие кооперативные ухари откровенно подмочили репутацию всему российскому производству. Некоторые до сих продолжают подмачивать не пугаясь карающей руки правосудия и совести, но мы не о них.

Спросил мнение, какое моторное масло выбрать для отечественных внедорожников УАЗ Патриот и УАЗ Пикап. Причем сделал акцент на слове «отечественных», но ни у кого не возникло ассоциативного ряда: российскому автомобилю - российское масло. Предложили все, даже какие-то экзотические названия, больше похожие на название вновь образованной где-то в Африке страны.

Ломать стереотипы сложная и неблагодарная работа. Более того, десять лет назад я бы посмотрел на себя сегодняшнего с доброй долей сарказма: Российское масло? Не смеши мои подковы (с). А вот сейчас вполне серьезно хочу оценить рынок масел российского производства. Отличная тема для исследования!

Кто первый?

Проехал по ближайшим заправкам. Среди отечественных брендов предлагаются масла компаний Газпром, Роснефть, ТНК и Лукойл. Наверняка есть еще кто-то, но их заправок у меня в радиусе доступности не оказалось.

Почему смотрел на автозаправках? Потому, что масло ТНК, например, я лучше куплю на заправке ТНК, чем в магазине запчастей «У дяди Васи». Не буду разъяснять почему, тут все ясно. Других магазинов, к которым есть доверие, рядом у меня нет.

Сайты производителей масел как-то не пестрят обилием информации и это большое упущение. На официальной странице Роснефть нашел информацию, что масла этого бренда по статистике занимают треть российского производства масла. Треть! И это не считая того, что бренд ТНК тоже можно поставить в актив Роснефти. Поэтому, начнем свои исследования именно с нее.

Сразу скажу, что политика и личности в данном контексте мне не интересны вообще. Интересно то, что есть на полках магазинов, как и где это производится и есть ли основание сделать выбор того или иного продукта.

Масло масляное?

Немного ликбеза: Товарное масло, то есть упакованное в баночку и выставленное в торговом зале масло, состоит из базового масла - основы и комплекса присадок. То есть, все термины типа «моющее», «впитывающее», «повышающее компрессию стареющего агрегата», это все свойства не самого масла, а того, что в него добавлено.

Если еще более доступным языком, то рассказ, что масло отлично подходит для вашего мотора потому, что... (далее по ситуации), относится исключительно к маркетингу и упрощению процессов. С тем же эффектом вы можете купить просто хорошее чистое масло и добавить в него ингредиенты на свой вкус: хоть баночку «компрессии», хоть мисочку «стирального порошка». Доступно объяснил?

Естественно, чтобы облегчить нам жизнь, производители выпускают масло уже с упакованным составом присадок отвечающих за те или иные свойства масла. Согласитесь, что будет весьма неудобно покупать масло, а к нему еще набирать дополнительные опции. Хотя, кому-то с кучей свободного времени это определенно понравилось бы.

На сайте Роснефти есть информация о заводах, на которых производятся все смазочные материалы компании. Таких заводов пять и все находятся на территории России. Нашел даже литературу для служебного пользования с комментариями по маслам Роснефть.

В служебной брошюре белым по синему дилерам разъясняется состав присадок и упоминаются защищенные патентами иностранные компоненты. То есть, в составе масла те же компоненты, которые используются иностранными брендами. Отличие может быть только в их составе, так как любое товарное масло, это набор компонентов. Об этом уже писал.

Вот здесь у меня вопрос, кто может лучше подобрать компоненты масла и смазочных материалов для эксплуатации в России - ориентированный на российский рынок производитель или делающий универсальное масло для всего мира? Вопрос чисто теоретический. Мне интересно ваше мнение.

В перечне продукции Роснефти много всего. Есть даже позиции, которые мне не совсем понятны. Например, трансформаторное масло, назначение которого я смутно представляю. Скорее всего просто для охлаждения и защиты от коррозии. Меня интересует масло для автомобилей.

Не все льем, что льется!

Во всех моих автомобилях используется синтетическое масло, поэтому буду преследовать свои корыстные интересы и изучать именно синтетику. Если кому-то будет интересно что-то еще, то интернет выдаст в разы больше информации, чем я.

Синтетика Роснефть Premium соответствует API SM/CF и имеет одобрение Wolksvagen. Более того, есть информация, что это масло одобрено концернами Wolksvagen и Daimler AG для эксплуатации в автомобилях с увеличенным межсервисным пробегом. Меня это заинтересовало и объясню почему.

Если кто-то не знает, то УАЗ изменил периодичность технического обслуживания автомобилей марки и, соответственно, замены масла с «каждые 10 000 километров» на «каждые 15 000 километров». Это соответствует межсервисному пробегу многих иномарок и означает, что к качеству масла предъявляются еще большие требования. Получается, что такое одобрение очень даже кстати.

В описании масла есть указание, что оно может использоваться в двигателях, работающих на топливе с содержанием серы в объеме до 0,5%.

Это актуально для России, так как в путешествиях не всегда получается заправляться на брендовых заправках, а не на их цветосхематических подделках. И что там льют, большой вопрос.

Теоретически, соответствующая API SL/CF и одобренная АвтоВАЗом полусинтетика Роснефть Maximum тоже подошла бы без вопросов, но я все же остановлюсь для своих целей на синтетике.

Интересно, что в описании полусинтетики Максимум есть указание о защите двигателя от протечек. То есть, вспоминаем процесс изготовления товарного масла и понимаем, что производитель предполагает использование в старых и потрепанных двигателях и предпринял меры добавив соответствующую присадку.

Сделал бы это импортный производитель? Вероятно да, но в специальном масле.

Как следить за маслом?

Говорят, что некоторые механики могут определить плохое состояние масла на вкус, но что-то мне не хочется этому учиться. Я проверяю состояние масла в двигателе исключительно визуально, на ощупь и на запах. Это очень неточно и скорее просто для успокоения души. Будет совсем подозрительно - поедем менять масло раньше установленного времени.

Естественно, если в масле присутствует какая-то неоднородность, оно пахнет гарью или в нем присутствуют инородные вкрапления, это означает возможные проблемы. Особенно это касается внедорожников активно эксплуатируемых на бездорожье. Попадание воды в масло гарантирует появление эмульсии и лучше поторопиться с его заменой.

Особенно, проверять масло на наличие эмульсии стоит в редукторах осей, КПП и раздаточной коробке, если вы недавно глубоко окунались в воду, а агрегаты не имеют вывода сапунов повыше. Я предпочитаю менять масло чаще указанных сроков во всех агрегатах и без наличия эмульсии. Надежность машины в путешествии важнее, чем экономия, которая может обернуться дороже.

В качестве выводов.

Если покопаться в интернете, можно найти исследования журнала «За рулем» датированные 2011 годом, где в лабораторных исследованиях было выявлено, что отечественные масла предоставляют большую защиту, а импортные - экологичность. Кстати, тогда масло Роснефть получило очень хорошую оценку.

С тех пор прошло уже пять лет, но мои мысли о большем внимании к защите двигателя в неблагоприятных условиях подтверждаются сторонними выводами.

Еще одним доводом, может стать цена. В среднем по рынку, синтетика Роснефть Premium дешевле большего числа иностранных аналогов в 1,5-2 раза. Что касается других типов масел, то каждый волен провести свое исследование и думаю, что ценник тоже будет отличаться.

Для кого-то указанной выше информации может быть уже достаточно, чтобы сделать свои выводы. Российские производители шагнули вперед, используют современные технологии и составы, а значит есть повод полагать, что российские масла ничем не хуже аналогов.

Дальше дело в присадках но, возвращаясь к вопросу об их подборе, не факт, что изготовленное для Европы масло также хорошо для реалий нашей страны. Я не ношу розовых очков, но у меня есть желание и повод верить, что в России могут делать качественные продукты.

Это все, что касается масел Роснефть. У меня есть еще время выбирать, что я буду заливать в свой двигатель. Есть время оценить, что предлагают другие производители. Посмотрю, сравню, вернусь еще и к этой записи. В любом случае, я считаю, что отечественным производителям надо давать шанс, а не бросать их в колодец стереотипов.

Поэтому у меня к вам назрел вопрос:

Какое масло льете вы в свои моторы и можете ли довериться отечественным производителям?

Нельзя сказать, что масла "Роснефть" обладают безупречными техническими характеристиками. Но стоит учитывать ценовой сегмент, в котором находятся продукты этого производителя. Благодаря неплохим качествам, широкому ассортименту и доступной цене, "Роснефть" пользуются большим спросом. Также компания в 2012 году подписала соглашение с российской компанией "АвтоВАЗ", и теперь ее продукция используется в моторах автомобилей, которые выходят из-под конвейера концерна. Так, сегодня многие водители используют смазку данного бренда, даже не догадываясь об этом.

Пару слов о компании

"Роснефть" является лидером отечественной нефтяной промышленности, а также одной из самых крупных компаний в мире. Дочерное предприятие "РН-Смазочные материалы" этого гиганта занимается производством и продажей масел для легковых и коммерческих автомобилей и даже для промышленного оборудования.

В рейтинге компания по изготовлению присадок в России именно "Роснефть" занимает первое место, выпускает более 300 наименований продуктов для автомобилей. Если взять весь рынок смазочных материалов России, то доля "Роснефти" на нем будет составлять 19%, что довольно много. Всего по России расположено 5 заводов.

Масла бренда - это продукт совместной разработки компании, сотрудников научных предприятий и производителей автомобилей. Основные "Роснефти", что поставляются на рынок: синтетика "Премиум", минеральное масло "Оптимум", полусинтетика "Максимум", а также промывочный состав "Экспресс". Отметим, что компания включает специальные базы присадок, благодаря которым продукт сохраняет свои характеристики в течение всего срока службы. Все масла соответствуют требованиям европейских стандартов и являются адаптированными для разных условий работы. Компания достаточно серьезно подходит к процессу производства и контролю качества, начиная от добычи нефти и заканчивая продажей конечного продукта потребителям.

Обзор масел "Роснефти"

Как мы уже говорили, существует 4 категории масел, которые поставляются на рынок: Premium, Maximum, Express, Optimum. Каждая категория включает свои определенные продукты с уникальными особенностями, и они подходят для разных типов двигателей.

Premium

В эту категорию входит всего одно масло "Роснефти" - синтетика с классом вязкости 5W40. В состав включен пакет присадок, благодаря чему такой продукт идеально подходит для использования в автомобилях марки "ВАЗ". Также эти масла могут использоваться и в двигателях европейских производителей. Поставляется данный продукт на рынок в канистрах от 1 до 4 литров.

Преимущества данного масла "Роснефти":

  1. Обладает высоким индексом вязкости, сохраняет свои смазочные свойства даже при низких температурах наружного воздуха. Поэтому может эксплуатироваться в зимнее время, обеспечивая легкий запуск двигателя при отрицательных температурах.
  2. Обеспечивает высокий уровень надежности работы мотора, создавая необходимую масляную пленку при любых условиях эксплуатации.
  3. Борется с отложениями на деталях мотора в течение всего срока работы, из-за чего повышается ресурс двигателя.
  4. Защищает пары трения от износа и является стабильным к сдвигу.
  5. Обладает высокой совместимостью с двигателями, которые работают на бензине с повышенным содержанием серы.
  6. Отличается низким расходом из-за отсутствия испаряемости.
  7. Обладает высокой стойкостью к окислению.

Отметим, что данный продукт уместно использовать в новых двигателях. Категория "Премиум" предназначена для использования в высокофорсированных самых современных моторах, работающих на дизельном топливе или бензине, а также обладающими турбонаддувом. Одинаково эффективно масло показывает себя в отечественных автомобилях, а также в моделях европейских и американских производителей.

Масла "Роснефти" Maximum

Линейка Maximum отличается более низкой стоимостью и основой. Сюда входит несколько продуктов разной вязкости. Также к линейке Maximum относятся смазки, основа которых - полусинтетика. Масла "Роснефти" этой категории представлены двумя продуктами - с вязкостью 5W40 и 10W40.

Maximum 5W40

Это всесезонное универсальное масло на полусинтетическое основе. Оно включает в состав сбалансированный пакет присадок мировых производителей, благодаря которым продукт получил противокоррозионные свойства и термическую стабильность, антиокислительные и диспергирующие свойства.

Продукт предназначен для использования в бензиновых двигателях с турбонаддувом, а также в дизельных силовых установках отечественного и зарубежного производства, в инструкции которых предписана возможность использования масел этого уровня качества. Отметим, что масло с вязкостью 5W40 идеально подходит для применения в России, ведь температурный диапазон работы продукта широк: то -30 до +35 градусов.

Отзывы масло "Роснефти" 5W40 получает в основном положительные. В частности, покупатели выделяют такие плюсы:

  1. Доступная цена по сравнению продуктами других масел с такой же вязкостью.
  2. Экономный расход. Масло не идет на угар, и от замены до замены его уровень практически не изменяется.
  3. Легкий пуск двигателя даже в сильные морозы.
  4. Поддержка оптимального давления даже при сильных нагрузках и высоких оборотах мотора.

Также производитель заявляет, что масло предотвращает отложения на деталях мотора, однако обычный владелец это проверить навряд ли сможет.

Maximum 10W40

Это также всесезонное полусинтетическое масло с особым пакетом присадок. Его главное отличие от предыдущего - это вязкость 10W40. Это значит, что продукт является более плотным. Как и предыдущая в линейке смазка, эта тоже может использоваться летом и зимой. Правда, температурный диапазон работы отличается. Если масло с вязкостью 5W40 может работать при температуре -30 градусов, то 10W40 загустеет при более высокой температуре - в районе -20 градусов.

Ниже вашему вниманию представлен график вязкости масел с указанием их температурных диапазонов работы.

По всем остальным параметрам масло Maximum 5W40 почти ничем не отличается от Maximum 10W40. Оба продукта обладают противокоррозионными свойствами, термической стабильностью и одобрены ОАО "Автоваз".

Категория Optimal

В эту категорию относятся масла на минеральной основе. В их состав включены многофункциональные присадки. Предназначаются эти продукты для всесезонного применения, и их уместно заливать в карбюраторные двигатели, а также в инжекторные моторы, работающие на дизельном топливе, газу и бензине.

На рынок поставляются масла "Роснефти" категории Optimal со следующими параметрами вязкости:

  1. 10W30.
  2. 10W40.
  3. 15W40.

Все они могут похвастаться повышенной противоокислительной стабильностью, обеспечением защиты от коррозии двигателя и разного рода отложений. При работе в своих температурных диапазонах продукты обеспечат нормальный запуск мотора.

Промывочное масло "Роснефти" Express

Этот продукт также выполнен на минеральной основе и содержит в своем составе большой пакет эффективных моющих присадок. Предназначается он для быстрой промывки бензиновых и дизельных моторов от отложений, которые обязательно образовываются в процессе работы. Рекомендуется применение продукта Express при смене масла, а также после слишком продолжительного использования смазки, для профилактической очистки моторов.

Процесс использования этой "промывки":

  1. Прогреть мотор до рабочей температуры.
  2. Полностью слить отработанное масло.
  3. Залить масло Express. Объем должен быть стандартным. Вся масляная система должна быть заполнена.
  4. Запустить мотор на холостых оборотах и дать ему поработать в течение 15 минут.
  5. Слить отработанную жидкость. Обратите внимание на цвет. Если масло сильно потемнело за эти 15 минут, то это говорит об эффективной очистке двигателя.
  6. Поменять масляный фильтр и залить уже свежее масло.