Что обозначал дуб в старые времена. Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм Дубовый лист на гербе значение

Дуб – символ власти и славы. Соответствует зодиакальному знаку Льва (Лев – символ южных стран). Символизирует твердость духа. Является знаком долговечности и даже бессмертия. Дубы являются атрибутом монархической власти. Королевские дубы произрастали в дворцовых парках ряда европейских монархов вплоть до буржуазных иудейских революций. Восставшие массы срубали «королевский дуб», что символизировало расправу с венценосными особами .

Обильные урожаи желудей повторяются через 4 – 8 лет. Возобновление осуществляется также пнёвой порослью. Дуб живёт до 400 – 500 лет, отдельные деревья – до 1500 – 2000 лет. Относительно светолюбив, часто заглушается быстрорастущими деревьями (берёзой, осиной и грабом).

Англ. dub «посвящать в рыцари, давать титул», а также шутл. «окрестить», dub in «производить дубляж».

Этимология слова «дуб» – русск. дуб, укр. дуб, ст.-слав. дбъ, болг. дъб, сербохорв. дуб, словен. dob, чеш., слвц. dub, польск. dab, род. п. debu, в.-луж., н.-луж. dub. Первоначальное значение, вероятно, «дерево »; ср. полаб. jabkodab «яблоня». В этимологии, по-видимому, следует исходить из *dombros от *dom-ros, которое могло развиться в праславянском в основу на -u под влиянием какого-либо др. названия дерева (напр., *dybъ или *grabъ, как *grabrъ по аналогии *dobrъ). Менее убедительно сближается слав. dobъ с д.-в.-н. tanna «ель». Неубедительно сравнение с греч. «слепой, темный», ирл. dub «черный», гот. dumbs «тупой», откуда dobъ якобы «темное дерево». *dhumros «дерево темного цвета», др.-инд. dhumras «дымчатый, серый». Из и.-е. *dheub-; ср. польск. dub, dziub «дупло» .

В качестве лекарственного сырья используется в основном кора дуба. Галеновые препараты коры дуба обладают вяжущим, противовоспалительным и противогнилостным свойствами. При нанесении галеновых препаратов дуба или танина на раны или слизистые оболочки наблюдается взаимодействие с белками, при этом образуется защитная пленка, предохраняющая ткани от местного раздражения. Это тормозит процесс воспаления и уменьшает боль. Дубильные вещества денатурируют протоплазматические белки патогенных микроорганизмов, что приводит к задержке их развития или гибели. Кора молодых ветвей, тонких стволов используется в качестве вяжущего, для полосканий при гингивитах, стоматитах, воспалительных процессах зева, глотки, гортани и для лечения ожогов, заменяет импортную ратанию. При туберкулезе, рахите. Настой – при гастритах и энтеритах, язве желудка, желудочных кровотечениях, колитах, дизентерии, холере. Примочки – при кожных заболеваниях, пролежнях, клизмы и свечи – при геморрое и трещинах анального отверстия, спринцевание – при вагинальных заболеваниях и полименорее, ванны – при гипергидрозе. Инфузы и отвары – при обморожениях. Противоядие при отравлениях алкалоидами и солями тяжелых металлов. Отвар оказывает выраженное дезодорирующее действие. В народной медицине (внутрь) – при гинекологических болезнях, обильных менструациях, поносе, язвенной болезни желудка, дизентерии, желудочно-кишечных заболеваниях, болезнях печени и селезенки, щитовидной железы, рахите, холере, пиелонефрите; наружно – при потливости, для обмывания кровоточащих геморроидальных узлов и гнойных ран, полоскания горла и полости рта при воспалениях, для устранения неприятного запаха изо рта, для выведения мозолей; мазь – при ожогах и обморожениях. Кора дуба входит в состав сборов для ванн от золотухи и рахита. Листья – настой и отвар при сахарном диабете. Желуди – желудевый кофе и сухой порошок – при колитах, золотухе. Настой и отвар – при рахите, анемии, нервных заболеваниях, полименорее, скрофулезе, сахарном диабете .

Дуб – в традиционной культуре славян одно из самых почитаемых деревьев, символизирующее силу, крепость и мужское начало, а также олицетворяющее объект и место совершения религиозных обрядов и жертвоприношений.

У славян дуб соотносится с верхним миром. Ему приписываются положительные значения. Дуб занимает первое место в ряду деревьев и соотносится с первыми элементами других символических рядов. Русские называли его Царь Дуб. В славянских языках и диалектах слово «дуб» часто выступает в родовом значении «дерево», например, сербы говорили, что дуб – царь дрва.

В сакральной практике именно дуб выполнял ряд культовых функций, в фольклоре и практической магии дуб выступает в образе трехчастного мирового дерева , моделирующего Вселенную. В заговорах дуб, стоящий на острове, вблизи храма, на горе, посредине океана, обозначает центр мира и сам мир и вместе с тем идеальное иномирное пространство, где только и возможно разрешение той или иной кризисной ситуации (в частности, избавление от болезни). Под священными дубами у славян проходили собрания, судилища, свадебные обряды. Например, в трактате Константина Багрянородного (середина Х в.) сообщается о том, что росы совершали жертвоприношения на о. Хортица, где рос огромный дуб. По сведениям из Воронежской губ., молодые после венчания ехали к старому дубу и трижды объезжали вокруг него. Повсеместно запрещалось рубить и причинять ущерб священным дубам.

Славяне посвятили дуб громовержцу Перуну (в частности, запрещалось находиться под дубом во время грозы и выращивать дуб около дома, т.к. в первую очередь гром бьет в дуб).

В приметах и запретах дуб сопоставлялся с хозяином дома. В заговорах дуб наделялся именем собственным (например, Карколист, Дорофей).

На больших дубах обитали гигантские мифологические змеи – покровители угодий, охранявшие местность от града и непогоды и боровшиеся с халами. Рядом с дубом или прямо на нём находятся царь, царица, Бог, а вокруг дуба в его корнях или на листьях лежит змея (ср. также южнославянского Змея-охранителя, живущего на дубе). На дубе обитал царь птиц Кук и орёл. В белорусском фольклоре дуб и Перун фигурируют в сюжетах сказок и заговоров, посвященных преследованию громовержцем змея, сокола и других противников. На дубах обитали русалки: А.С. Пушкин поместил дуб Лукоморья в центр мифологического мироздания, а не его ветви – русалку.

В верованиях, практической магии и фольклоре дуб последовательно выступает как мужской символ. Воду после купания новорожденного мальчика выливают под дуб. На Витебщине повитуха обрезала мальчику пуповину на дубовой плахе, чтобы он вырос крепким. Когда невесту вводят в дом мужа, она первой входит туда и говорит про себя: «Около двора дубочки, а в дом – сыночки», если хочет, чтобы у неё рождались мальчики.

Есть древнерусский обычай тереться спиной о дуб при первом громе или при виде первой весенней птицы, чтобы спина была крепкой; затыкать за пояс на спине дубовую ветку, чтобы спина не болела во время жатвы, и др. Поляки вешали на рога коровам дубовые венки, чтобы коровы были сильными и чтобы рога не ломались при бодании.

Дуб служил объектом, на который символически переносили болезни (ещё один факт дублирования). Белорусы выливали под молодой дуб воду, в которой мыли чахоточного больного. Поляки при нарывах во рту плевали в отверстие, выкопанное под дубом. Украинцы, поляки, чехи мораване оставляли на дубе одежду больного; болгары, сербы и македонцы посещали почитаемые дубы и привязывали к их ветвям ленточки и нитки из одежды. В народной медицине южных славян популярным способом лечения детских болезней, а также способом прекращения детской смертности в семье был обычай закладывать в ствол дуба отрезанные ногти и волосы больного ребенка или нитку , которой предварительно измеряли ребенка, а затем забивать это отверстие колышком: когда ребенок перерастет это отверстие, болезнь оставит его .

Среди дубовой рощи строили храмы Велеса (в частности, храм Ваала в Дамаске; о культе Велеса-Ваала подробнее см. ). Из дуба была сделана знаменитая палица Геракла. Друиды называли дуб «деревом науки» (ср. иудохристианскую сказку о двух деревьях, растущих в рае: дерево жизни и дерево познания). Ни одно дерево не пользовалось у народов Европы такой любовью и почетом, как дуб. Славяне, древние греки, римляне считали его священным, поклонялись ему, приписывали чудодейственные свойства. Считалось, что дуб был дан богами людям как великий подарок. Без разрешения жрецов нельзя было срубить дуб, обломать ветку. В Греции дубовая ветка была символом силы, могущества, знатности. Дубовыми ветками награждали воинов, совершивших великие подвиги. Необразованные греки считали, что дуб появился на земле раньше других деревьев. Они посвящали дуб богу света , наук и искусства Аполлону. На почве мифологии Аполлона в возник миф о гипербореях (Гиперборея – Русь, см. ) и их стране, где под знаком милости Аполлона процветали мораль и искусства (Pind. Pyth. X 29 – 47; Himer. XIV 10; Herodot. IV 32 – 34). Насчёт искусств следует сообщить хотя бы то, что именно на Руси, на Авдеевской стоянке, 20-го тыс. до н.э. найдена самая древняя флейта . И вообще в образе Аполлона настойчиво угадывается славянский бог Перун. Согласно мистериальнои шкале древнеегипетской «Книги мертвых», дуб соответствует пятому часу ночного пути солнечной барки Ра.

В болгарской легенде рассказывалось о том, как дубовая роща спрятала Бога, убегавшего от Чумы. В благодарность за это Бог сделал так, чтобы листья с дуба опадали лишь поздней осенью. Отсюда берёт своё начало «самобытная» иудохристианская сказка об Аврааме, жившем у Мамврийского дуба, под ветвями которого и произошло первое явление ему Бога. Очевидно, это был славянский бог, поскольку других богов, живущих в дубах, попросту не существовало. Подтверждается это и тем, что в иудохристианской семиотике дуб является символом идолопоклонства, и ветхозаветные пророки осуждали соплеменников за «хождение под дубом», то есть исполнение славянских обрядов и обычаев. Однако самих пророков хоронили по славянскому обычаю – под ветвями дуба .

Таким образом, дуб следует рассматривать как дубль Космического дерева, то есть такое дерево, в котором в одном – представлены все три составляющие Космического дерева, а также нашли своё отражение все персонажи славянской мифологии.

Что обозначал дуб в старые времена

Дуб - могучее дерево. Символическое его значение в мифологии народов мира чрезвычайно широко: долголетие, великолепие и мощь, плодородие, жизненная сила, твердость духа, покровительство и прибежище, происхождение великого из малого, священное место, слава и жертва, сакральная ось мира, процветание, духовная энергия, небесные врата, прообраз отца и проводника оберегающего, ведущего за собой и возводящего на новый уровень космического совершенства.

Связь с богами-громовержцами

Одним из наиболее известных символических качеств дуба является соотнесение его с индоевропейскими богами - громовниками. Так, на Руси его называли «перуновым деревом». Капище Перуна обсаживали по периметру дубовой рощей. В его честь возжигали костры из дубовых веток и следили, чтобы они горели постоянно; виновного в угасании признавали святотатцем и подвергали казни. Из дуба же, по свидетельству современников дохристианской Руси, был сооружен и новгородский идол громовержца.

В центре древнейшего святилища Зевса в Додоне находился дуб, рядом с которым бил источник. Под шелест его листьев, будто бы передававший волю верховного небожителя, Сивилла занималась предсказаниями будущего. В Древнем Риме в дубовой роще ежегодно отмечалась свадьба Юноны и Юпитера.
В античных государствах дуб считался местом обитания особых нимф - дриад. Он соотносился также с этрусским Тином, скандинавским Тором, литовским Перкунасом, японским Кашиано Ками, Прове у балтийских славян.

В Пруссии было принято окроплять священный дуб кровью жертвенных животных и поклоняться в его образе сразу трем богам. Литовцы и германцы, кстати, использовали огромные дубы в качестве храмов. В Англии порубка дубов очень долгое время считалась тяжким грехом, их можно было использовать исключительно для священных костров.

По-видимому, такое единодушное посвящение громовникам было связно с реалиями жизни: могучий дуб с высокой раскидистой кроной часто становился громоотводом во время грозы. Причем древесина дерева, в который ударила молния, наделялась особыми обережными свойствами. В частности, считалось, что если в доме хранится кусочек ее, то семья застрахована от пожаров вследствие грозы.

Магические свойства

Наши предки верили, что дубы способны влиять на погоду и предсказывать ее. В магических трактатах приводились соответствующие (к слову сказать, порой довольно экзотические) рецепты на этот счет: например, сжечь голову хамелеона на костре из дубовых дров. У жителей Уэльса была примета: если листья дуба скручиваются, следует ожидать засуху; Греки считали, что дубовая ветвь при должном обращении может помочь вызвать дождь.
Опубликовано в блоге "Русская жизнь. С миру по нитке...."

Признавались за ним также целительские, прорицательные и чудесные свойства. Например, корнуольцы были убеждены: чтобы снять головную боль, надо вбить гвоздь в ветку дуба, а чтобы вовсе не болеть - в день летнего солнцестояния молча потереть рукой кусочек дуба. Англичане верили, что если желудь попался червивый, то это знак грядущих финансовых потерь, а обнаружение паука на нем трактовали как предзнаменование болезни. А еще они гадали с помощью пары желудей: называли их именами влюбленных и опускали в тазик с водой, - коли сойдутся, то быть свадьбе.

Русичи при помощи дуба заговаривали зубную боль, лечили горло и детские болезни. Поляки при нарывах во рту плевали в ямку, выкопанную под дубом. Многие славянские племена оставляли на дубе одежду больного или привязывали к ветвям ленточки и нити. Южные славяне, чтобы вылечить больного ребенка, закладывали в ствол дерева отрезанные части его ногтей и волос, а потом забить отверстие колышком. Считалось, что как только он станет ростом выше колышка, так сразу и выздоровеет.

По поверьям народов южных стран, листья дуба способны околдовывать и усмирять львов, а если воткнуть дубовый столб в навозную кучу, то это будет верным средством для отпугивания змей.

В гороскопе друидов дубу посвящен день весеннего равноденствия - 21 марта. Хорошо известно, что они совершали свои богослужения в дубовых рощах, а перед предсказаниями непременно ели желуди.

Особо почитались деревья с омелой. Обряд срезания ее ветви считался одним из наиболее священных, поскольку ее считали панацеей не только от всех болезней, но и от любых жизненных несчастий. Действо совершалось в полнолуние и сопровождалось жертвоприношением двух белых быков. И лишь после этого жрец в белоснежном одеянии специальным золотым серпом срезал с дуба драгоценную ветвь. Это дерево для друидов - олицетворение центра мира, а все, что на нем растет - дар небес.

Алхимики использовали полый внутри дуб как сосуд для брожения и очищения элементов.

Дуб как - символ мужества, доблести, силы и мощи

Знаменитая палица Геракла была сделана из дуба, а это атрибут высших богов. Заметьте, в русском языке есть слово «дубина». У аргонавтов была дубовая мачта корабля, а золотое руно, за которым они отправились как за символом плодородия и благополучия в мифе представлено висящим на дубе под охраной змея. Дубовый венок у древнеиталийских правителей являлся символом сановного достоинства и чести. С давних времен и поныне дубовая ветвь, дубовый венок или гирлянды используются в военной униформе в качестве эмблем доблести и силы. Конечно же, неслучайно, что дубы - атрибуты монаршей власти.

По верованиям славян, в дубах обитают души умерших предков, от которых можно получить помощь, а в легендах и сказках это дерево связано с судьбой человека. Вот почему герои проявляют свою доблесть возле него. По древнерусскому обычаю, чтобы спина была крепкой, надо потереться ею о дубовый ствол при первом громе или при виде первой весенней птицы, а чтоб не подводила во время жатвы, затыкать за пояс сзади дубовую ветку. Поляки вешали на рога коровам дубовые венки, чтобы придать им побольше силы и укрепить рога во избежание поломки при бодании.

Наконец, дуб - символ мужского начала, а желудь носили в качестве амулета, усиливающего это начало.

Плодородие

Древние римляне несли дубовые венки в свадебных процессиях, почитая их символом плодородия. У славян были сходные воззрения, с этим, в частности, был связан обычай сажать дубок при рождении ребенка. А новобрачная, входя в дом мужа, должна была мысленно произнести: «Около двора дубочки, а в дом - сыночки». В Беларуси при принятии родов мальчику обрезали пуповину на дубовой плахе. Воду после купания новорожденного выливали под дуб.

Христианская традиция

Дуб неоднократно упоминается в Священном писании. Именно под этим деревом Господь явился Аврааму, а ангел Господень - Гедеону. Могила Авеля в Ливанских горах тоже окружена священными дубами, захоронение кормилицы Ребекки и Саула совершенно под дубом. Под ним были закопаны идолы Сехема. Не под одним и тем же, конечно.

Позднее Каменный дуб (падуб) получил статус одного из деревьев, из которых сооружен крест Господень. Согласно преданию, деревья, услышав о приготовлениях к распятию Христа, договорились рассыпаться под ударами топора, и когда пришли дровосеки, то эти удары выдержал только падуб, - и стал символом страстей Господних. Поваленный ствол дуба, попираемый ногой Св. Бонифация, олицетворяет обращение язычников.

Аура: теплая
Планета: Солнце
Стихия: огонь
Божества: Дионис, Юпитер, Зевс, Тор, Геркулес, Янус, Рея, Кибела
Магические свойства: способность к деторождению, защита от злых сил, долголетие
Магическое использование:
Дуб - это, пожалуй, наиболее величественное дерево, обладающее магической силой.
Магические ритуалы обычно исполняются в дубовых рощах. Под дубом растет белая омела, обладающая сильнейшими свойствами.

Сжигайте листья дуба для очищения воздуха.

Из древесины дуба можно сделать отличную волшебную палочку для самых различных магических ритуалов.

Желудь повышает способность к деторождению, очень хорошо помогает от бесплодия, помогает зачать ребенка, если его носить с собой, а также способствует установлению интимных отношений.

Желудь также носят на себе или с собой для сохранения молодости и предотвращения заболеваний.

Повесьте желудь в окне, и вы защитите дом от злых сил.

Несколько столетий назад ведьмы носили ожерелья из желудей, что символизировало пробуждение сил природы. Это было особенно популярно во время зимних месяцев, когда такое подтверждение наступления весны приносило успокоение среди зимних сугробов.
Мужчины носят желудь, чтобы повысить свою сексуальную привлекательность и отвагу или вылечить импотенцию.

Если вы собираете листья, желуди или ветки дуба, то обязательно полейте вином корни дерева. Желуди обычно собирают днем, листья и древесину ночью. Рубите дуб только в то время, когда Луна убывает.

Дуб - символ власти и стабильности. Вещи из дуба укрепляют положение их обладателя. Отделанный дубом интерьер каким-то таинственным способом связан с ростом авторитета расположенного в нем учреждения.

Украшения из дубовой древесины придают весомости словам носящей их женщины. Дуб оберегает дом как таковой от различных финансовых и деловых потрясений и кризисов, способствует профессиональному росту. Если вы хотите как следует принять значительную особу, хорошо украсить помещение дубовыми ветвями.

Подобранные "на счастье" желуди помогают получить поддержку у начальства, стимулируют продвижение по службе. Особенно хорошо для Стрельца и Рыб.

Дарует богатство (изобилие), плодородие, защиту, пробуждает экстрасенсорные способности.
Дуб совершенно несовместим с елью. Никогда не ставьте новогоднюю елочку на дубовый стол, и не смешивайте в одной композиции эти два растения. Даже дубовые и еловые доски в одном доме будут плохо действовать на моральную атмосферу, стимулируя интриги и заговоры.

Дуб – это могучее дерево, символ огромной жизненной силы, долголетия, всеми северными европейцами почитаемое священным деревом бога - громовника (Тора, Перуна).
Кельты, напротив, склонны почитать дуб деревом верховного божества, деревом мудрости и духовной силы. К слову, именно от кельтской основы, имеющей два значения - "дуб" и "мудрость", - происходит сам термин "друид" (та же основа dru/drw звучит в русском слове "древо"). По всему Северо-западу с дубом (как и с громовником) связывается определенный день недели - четверг, который в северных языках так и именуется - Thursday, "День Тора". C дубом эзотерическое учение связывает целых шесть рун Старшего Футарка - Турисаз, Эваз, Райдо, Тейваз, Яро и Дагаз. Благодаря физическим свойства дуба, таким, как надежность и прочность его древесины, размеры и долголетие ствола, а также связи с верховными божествами в магической практике Севера, дуб вообще использовался в заклинаниях, направленных на защиту, увеличение физической силы, достижение стабильного успеха.

Дуб является энергетическим донором. При прямом контакте с ним человек получает максимально возможное количество жизненной энергии.
Не следует, однако, забывать, что это сильное, но суровое дерево. Его аура очень мощна, она хорошо воспринимает только здоровых людей. Человеку тяжелобольному и страдающему хроническими заболеваниями лучше не общаться с этим деревом.
Общение с дубом заряжает человека активирующей энергией, успокаивает душу. Давно замечено, что прогулки по дубраве нормализуют кровяное давление, благотворно сказываются на работе сердца и нервной системы.

Дуб всегда отдает предпочтение воинам, борцам, сильным и здоровым людям. Он врачует раны, полученные в бою, лечит души воинов, делится частичкой своего долголетия. Ветеранам, бывшим воинам, пожилым людям контакт с ним приносит большую пользу.

Означает силу, защиту, долговечность, мужество, верность, мужчину, человеческое тело. Дуб часто бывает связан с богами-громовержцами и громом и считается эмблемой богов Неба и плодородия, поэтому может также символизировать молнию и огонь.

У американских индейцев посвящен Матери-Земле.
В Китае – мужская сила, а также «слабость силы», сопротивляющейся и потому ломаемой ураганом, в противоположность «силе слабости» ивы, которая склоняется перед бурей и потому выживает.
В христианстве – символ Христа, как силы, проявляющейся в беде, твердости в вере и добродетели. По разным источникам, крест был сделан из дуба, падуба и осины.
У друидов дуб – священное дерево и символизирует мужской принцип, тогда как женский символизирует омела.
В греко-римской традиции посвящен Зевсу (Юпитеру). Каждый год в дубовой роще праздновалась свадьба Юпитера и Юноны, и на участниках обряда были венки из дубовых листьев. Венком из дубовых листьев награждали за спасение человеческой жизни и за победу в Пифийских играх.
Дуб – эмблема Кибелы и Сильвана, а в Греции – Филемона, как символ приверженности браку и супружеского счастья. Дриады были нимфами дуба.
В еврейской традиции дуб – дерево Завета и божественного присутствия.
Скандинавы и древние германцы считали дуб Торговым Древом Жизни и посвящали его Донару. Дубовые рощи были местом совершения обрядов.
Желудь: скандинавский и кельтский символ жизни, плодородия и бессмертия. Посвящен Тору. Андрогинен

Дубовый мох
Мох, растущий на коре некоторых деревьев. Особенно интересен для магических целей мох, растущий на коре дуба. Ясновидение, предсказания, магия. Денежный рост, изобилие, спокойствие, начало новых дел.

Во многих индоевропейских традициях существовал культ дуба, считавшегося священным деревом, жилищем богов, небесными вратами, через которые божество может появиться перед людьми. Как и все деревья, дуб выступает в роли мирового дерева: он символизирует мировую ось, соединяющую верхний и нижний миры, живых существ и умерших предков, знаменуя центр Вселенной. Дуб означал силу, мужество, выносливость, долголетие, плодородие, благородство, верность. Это дерево было посвящено верховным богам-громовержцам: в Греции - Зевсу, в Древнем Риме - Юпитеру, в Германии - Донару, у литовцев - Перкунасу, у славян - Перуну.

Дуб символически связывают с огнем и молнией. По мнению Дж. Фрезера, древние считали, что «великий бог неба, объект их культа, чей ужасный голос доносился до них в раскатах грома, возлюбил-де дуб превыше остальных лесных деревьев и часто нисходил на него с грозового облака в виде молнии, оставляя в память о своем визите расщепленный, обугленный ствол и сожженную листву. Такие деревья были окружены ореолом славы, так как в их разрушении видели руку великого Громовержца». Место, куда ударяла молния, становилось священным.

Дубовые рощи были местом совершения обрядов, важнейших ритуалов (жертвоприношения, суда, клятвы), в них устраивались праздники. Дубовая палица в качестве орудия громовержца или солнечного бога символизировала твердость власти, суровость. Венок из дубовых листьев выражал идею силы, мощи, достоинства.

В Древней Греции центром святилища Зевса в Додоне был старый дуб, под которым находился источник. По шелесту листьев этого дуба давали предсказания жрецы оракула при храме. Зевсу был посвящен и особый крылатый дуб, на который было наброшено покрывало с изображением земли, океана и звезд. В дуб и липу были посмертно превращены богами Филемон и Бавкида, здесь дуб выступает как символ супружеского счастья. «Дубовыми» нимфами являлись дриады. В Афинах мальчик, произносивший во время элевсинских мистерий брачную формулу, увенчивался дубовыми листьями и терниями. По легенде, у Геракла была дубовая палица. По некоторым версиям из дуба была сделана мачта корабля аргонавтов.

В Риме дуб символизирует силу и долголетие. Каждый год в дубовой роще праздновалась свадьба Юпитера и Юноны, на участниках обряда были венки из дубовых листьев. Дубовые ветви носили в брачных процессиях как символ плодородия. Священным считалось и дубовое полено, с его помощью поддерживался вечный огонь в храме Весты.

Дубу отводилась значительная роль в сакральных представлениях кельтов. В частности, под дубом творит свои чары Мерлин. Кельтские жрецы, друиды, превращали дубовые рощи в настоящие святилища и культовые центры, а дубовые ветви использовали в различных ритуальных обрядах. Само слово «друид» происходит, по мнению исследователей, от древнего названия дуба. В верованиях друидов дуб символизировал ось мира и ассоциировался с силой и мудростью. По представлениям кельтов все, что растет на этом священном дереве, является даром небес. Особую роль играет образ дуба, увитого «золотой ветвью» омелы, причем дуб символизирует мужской принцип, а омела - женский. В эпоху христианизации кельтов многие церкви и монастыри в Ирландии часто возводились неподалеку от дубрав или отдельных дубов.

В старину у славян было распространено верование, что в дубах обитают души умерших предков. Это представление подтверждается реальным фактом древних захоронений в лесах, в частности, дубовых, - на деревьях и под деревьями. В легендах и сказках древних славян дуб зачастую является сакральным местом, с которым связана судьба человека и возле которого совершаются решающие для героев события. Дуб почитали и как дерево плодородия; сохранился обычай садить дубок при рождении ребенка.

В библейской традиции дуб - символ гордости и высокомерия; у дуба становится царем Азимелах, под дубом восседает Саул, под дубом Иаков закапывает чужих богов, на дубе находит свой конец Авессалом. У христиан дуб - эмблема Христа как силы, проявляющейся в беде, твердости в вере и добродетели. По некоторым версиям христианского предания крест распятия был сделан из дуба.

Пройти мимо самого древнего в мире антидепрессанта?!
- Нет, конечно, и действительно на многих средневековых щитах мы можем любоваться реалистично изображенными побегами виноградной лозы, виноградными листьями и виноградными кистями. Все они имеют символическое значение радости и возрождения, живости, общественного объединения и полезной дружбы». Не забыты в изображениях и бочки с вином, и даже затычки к этим бочкам.

Родовой герб семьи Русполи, ныне Марескотти (происх. из Кампи) «В синем поле золотая итальянская гора о шести вершинах с двумя дважды накосо переплетенными виноградными лозами, каждая с белой и красной гроздьями и листьями естественного цвета, укорененными в нижние боковые вершины»

Если бы кому-нибудь пришла в голову мысль объединить все щиты, на которых имеются , то получился бы лес не менее густой, чем знаменитый Тевтобургский, в котором Вар потерял жизнь и легионы.

Можно перечислить по крайней мере три причины такой избыточности:

  • Во-первых, наличие огромного количества мест и городков, которые носили название какого-либо дерева или плодов этого дерева, что приводило к возникновению соответствующих «говорящих» гербов.
  • Во-вторых, характерное для того времени стремление придавать символический смысл каждой вещи.
  • В-третьих, особое значение, которое придавалось лесным угодьям в экономике и общественном праве Средневековья, отголоски чего дожили и до наших дней (в связи с этим достаточно вспомнить, что французское законодательство начиная с XVII века и позже оставляло за военно-морскими силами право на выбор древесины на строительство кораблей также и в частных лесных владениях).

Общее значение дерева как символа - согласие и мир на родине или в кругу семьи (а также жизнеспособность). «Наиболее массивные деревья означают древние фамилии, особенно те, что выдаются над всеми, а самые древние те, что изображены с корнями» (как утверждает Джинанни).

Растительный мир, однако, представлен не только деревьями. Множество щитов украшено травянистыми растениями - как такими, что употребляют в пищу (злаками), так и чисто декоративными (роза или лилии). Эти два цветка могут быть изображены реалистично, но особое значение приобретают, будучи представленными в геральдическом виде. Эти «символические геральдические фигуры» играют важную роль в блазонировании (и даже в истории нации).

Прежде чем изучать отдельные виды растений, надо отметить, что при общем блазонировании «дерево... цвета» совсем не обязательно будет указано «зеленого» или «естественного», поскольку встречаются и золотой, и красный, и многие другие цвета. Обычное расположение «столбом» также может быть заменено любым другим («поясом», «перевязью справа», «перевязью слева»).

Кроме того, при блазонировании деревьев следует учитывать еще ряд характеристик («укорененные», «с почвой», «выкорчеванные»), указывать, как изображены ветви («естественно» или «накосо перекрещенные»), имеются ли плоды (цвет плодов, если он отличается от основного, должен быть блазонирован как «с плодами... цвета»), как выглядит ствол («сухой», «сучковатый», «густолиственный»).
Если в гербе представлены только ветки, или только листья, или только плоды, это заслуживает отдельного упоминания.

Части дерева, выделяемые цветом в геральдике в отличие от "естественного цвета"

Разновидности дуба в геральдике

Среди геральдических изображений дуб в геральдике встречается ненамного реже, чем сосна. По своим достоинствам это дерево считается самым благородным (в качестве строительного материала для кораблей самой драгоценной древесиной также считается дуб).
Из многочисленного рода дубов (Quercus) в геральдике используются лишь три разновидности: дуб черешчатый (Quercus robur) , дуб каменный (Q. ilex) и дуб австрийский (Q. cerris) . В «говорящем» гербе пизанской коммуны Суверето изображен пробковый дуб (Q. suber).

Обычно как герольды, так и геральдисты словом «дуб» обозначают все три разновидности, без уточнения деталей. По изображению тоже трудно что-либо определить, разве что простой дуб часто представлен в виде двух накосо перекрещивающихся ветвей, как это можно видеть на примере герба Делла Ровере (папа Римский Юлий II) и Киджи (папа Римский Александр VII).

Часто дуб в геральдике изображается в укороченном виде с крупными листьями, которые в таком случае очень легко узнаваемы. «Это дерево, - пишет Джинанни, - обозначает выдающийся благородный род, признание заслуг, военную крепость и идущую из древности власть». То же значение могут иметь и отдельно изображенные желуди. Однако, по мнению другого геральдиста (Капаччо), дуб символизирует достижение добродетели, благие деяния, невинность и скромность, а если стоит на земле, то поверженную мощь.

Отдельные листья дуба встречаются довольно редко, зато часты изображения листьев, сплетенных в короны, венки и гирлянды, всегда занимающие почетное место в изображении. Желуди также редко встречаются отдельно; когда же они изображены на дереве, то блазонируются как «с желудями такого-то цвета». Еще более редко встречаются изображения дуба, охваченного пламенем, который блазонируется как «воспламененный» (как правило, «красного цвета»).