Как меняется русский язык и почему появляются новые слова вроде «гейропа» или «пиндосы. Язык как изменяющееся явление — исторические изменения в языке Как изменился русский язык на протяжении веков

Русские происходят от славян, которые все когда-то говорили на одном языке. Относительно одном, потому что этот праславянский язык был внутренне неоднородным. С расселением славян на больших территориях единство вообще разрушилось. Новые условия обитания рождали новые слова, произношение подпадало под влияние разноязычных соседей, географическая разобщенность направляла славянские народы по неодинаковым путям. Древний язык существовал только в устной форме: первобытные славяне не знали письменности. Различия в словаре, грамматике, фонетике стали такими, что славяне перестали понимать друг друга: праславянский язык умер, расколовшись на новые языки.
С принятием христианства в Восточной Европе встала задача объединить славянские языки, чтобы всем славянам рассказать о Христе.
24 мая 863 года в граде Плиске, тогдашней столице Болгарии, солунские братья Кирилл и Мефодий провозгласили изобретение славянской азбуки. Замысел их был великолепен, труд поразителен, а результаты выше самых смелых ожиданий. Претерпев ряд изменений, кириллица живет и по сей день у нас, болгар, сербов и других народов.
Детище мудрецов, этот книжный старославянский язык является одним из прекраснейших языков. Первоучители славян старательно отбирали «краснейшие слова» у разных славянских народов, по возможности понятные всем славянам. Язык приспосабливался к отвлеченным рассуждениям, выразительным описаниям, повествованиям. Успех старославянского языка не столько в возрождении общих черт, сколько именно в «устроении», ведь славянские языки в бесписьменной доистории были без порядка, стройности, устойчивости.

Есть ли в этом тексте лингвистические термины? Если есть то какие?

6 июня во всем мире празднуют День русского языка. Он отмечается в день рождения Александра Сергеевича Пушкина, великого писателя и поэта, основоположника современного литературного языка. Учрежден праздник был в 2010 году в ООН, а через год — и в самой России. сайт вспоминает, как менялся« великий и могучий» за последние сто лет и каким был русский язык нашего недавнего прошлого — XX столетия.

1918 год — прощай, Ять!

Наш современный алфавит, тот самый, который учили еще в детском саду, — это совсем не то, что когда-то изобрели Кирилл и Мефодий. В первоначальной старославянской кириллице было 43 буквы, тогда как в нашей азбуке их всего 33.

Современный алфавит появился только 98 лет назад, когда новоиспеченная советская власть издала декрет« О введении новой орфографии» — это стало третьей крупной реформой русского языка за всю его историю.

По этому декрету из алфавита навсегда исключили буквы« ять», «фита», «и десятеричное», как-то сама-собой постепенно исчезла« ижица». А вот« ё» только-только появилась там« официально», хотя еще в 1797 неофициально ее признал Николай Карамзин .

Врубка: Бѣлый, блѣдный, бѣдный бѣсъ /Убѣжалъ голодный въ лѣсъ./ Лѣшимъ по лѣсу онъ бѣгалъ,/Рѣдькой съ хрѣномъ пообѣдалъ…". Стихотворение, которое учили школьники, чтобы запомнить правописание слов с «ять»

Кроме того, в связи с реформой, исчез твердый знак на конце слов(и частей сложных слов) — это серьезно сократило расходы на печать. А еще поменялись окончания в некоторых падежах существительных, что приблизило звучание речи того времени к нашей — современной. Вот, например, несколько пар« до и после»:

новаго — нового

лачшаго — лучшего

новыя — новая

Благодаря реформе 1918 изучать русский язык стало проще. А в условиях того времени это было самой актуальной задачей. По переписи 1919 года лишь 41,7% населения страны от 8 лет и старше умели читать, писать — и того меньше. То есть больше половины жителей страны были тотально неграмотными, не могли писать ни писем, ни заявлений, не могли прочесть название родного города или даже своей фамилии.

Закономерно, что именно в том же году был издан декрет« О ликвидации безграмотности в РСФСР», который положил начало масштабному ликбезу, да такому, что до сих пор это слово мы употребляем в обиходе. В 1920−1920 годы СССР ежегодно тратили на просвещение порядка 12% бюджета. Мир менялся.

В советский период истории в культуру страны ворвались новые реалии. Соответственно, появились новые понятия, которые должны были эти реалии как-то объяснять — комсомолы и пионеры, партбилеты и рабфаки…

Все это врывалось в жизнь людей того времени, смешивалось с привычной« домашней» речью, с диалектами, приобретая иногда причудливые формы. Появлялось много бытовых слов, даже жаргонных, в которых можно было увидеть весь жизненный уклад простого советского человека — авоська(сумка-сетка), денатурат(денатурированный спирт с добавками неприятного запаха и вкуса), жлоб(скряга), макулатура(бумажный хлам или низкопробная литература), невозвращенец(человек, уехавший за границу и оставшийся там), уклонист(человек, взгляды которого отличались от «генеральной линии» партии), хула-хуп(большой легкий обруч), чифирь(очень крепко заваренный чай), шлягер(модная эстрадная песенка).

Главная же и такая любимая школьниками« фишка» советского времени — сокращение всего, что только можно сокращать. Аббревиатуры и сокращенные словосочетания прочно укрепились в языке того времени и переплыли в наш XXI век. Например, такие слова, как ЦУ(ценное указание), вуз, стенгазета, ГЭС, ТЭС и АЭС у нас уже не ассоциируются с конкретным историческим периодом — мы используем их в нашей речи как самостоятельные и «полноценные» слова.

Снова взбираюсь, глядя на ночь,

на верхний этаж семиэтажного дома.

« Пришел товарищ Иван Ваныч?» —

« На заседании

А-бе-ве-ге-де- е-же-зе-кома».

Сатирическое стихотворение Маяковского« Прозаседавшиеся», высмеивающее бессмысленные сокращения

Буква Ё — история с продолжением

В 1942 употребление буквы Ё стало обязательным, но уже в 1956 ее стали использовать для уточнения произношения, что и делается по сей день. В том же 1956 году« двойные» прилагательные стали писать через дефис, а до этого все было слитно, только посмотрите: темнокрасный, синезеленый — именно так до этого времени было грамматически правильно. Изменилось написание и некоторых других слов — адэкватный/адекватный, диэта/диета, цынга/цинга, жолудь/желудь, итти/идти и т. д.

Лед тронулся, господа присяжные заседатели, лед тронулся!

Настоящей отдушиной советского быта стал кинематограф. Крылатые фразы из популярных советских фильмов, которые вся страна смотрела по первому и второму каналам, стремительно« влетели» в русскую речь и язык. Это удивительное явление стало частью самобытной культуры, которая сейчас объединяет и Россию, и постсоветское пространство. Вспомним только некоторые из них:

— Шурик, а может не надо?
— Надо, Федя, надо!

Жить хорошо! А хорошо жить — еще лучше!

Комсомолка, спортсменка и просто красавица!

Птичку жалко!

Помедленнее, пжалста, я записывваю…

Какая же гадость — эта ваша заливная рыба

Мы разучились делать большие хорошие глупости. Мы перестали лазить в окно к любимым женщинам

Икра черная! Икра красная! Икра заморская, баклажановая!..

Царь, приятно познакомиться, царь!

Девушка, а девушка, а как вас зовут?
— Таня.
— А меня Федя!
— Ну и дура!

Клининг — не уборка, офис-менеджер — не секретарь

Что такое наш современный русский язык? Засилье иностранных слов, замена простых русских выражений новомодными и иностранными. Такая глобальная тенденция. Многие специалисты считают, что это совершенно естественное и вовсе не страшное явление. Язык должен быть гибким, отражать культуру и быт народа, на нем говорящего. А ведь на русском языке сейчас говорят порядка 260 млн человек, причем носители языка среди них — это лишь 166 млн. Русский язык активно встраивается в глобальную коммуникацию людей, является одним из шести официальных языков ООН. И совершенно ясно, что оставаться неизменным, исконным он не может, язык — это отражение нас самих.

И если в наших реалиях появились« фейки» и «луки», «троллеры» и «спойлеры», «стартапы» и «брендинги», то это лишь показатель гибкости нашего великого и могучего, способного нести в себе культуру прошлого и «впитывать» тенденции настоящего. Русский язык на протяжении нескольких столетий« впитывал» в себя иностранные слова. Начиная с восточных« алмаз», «таракан», «утюг», продолжая французскими« крем», «табурет», «омлет» и заканчивая английскими« клоун», «трамвай» и «спам». И если некоторым заимственным словам еще можно подобрать русский аналог, то большая часть уже прочно вошла в обиход.

Валерия Манжелиевская

Текст 1

Иностранцы изучающие русский язык (н..)как (н..)могут понять почему (по)русски нужно говорить видеть кого(что), смотреть - на кого (на что), а любоваться кем (чем). (Н..)какие об..яснения тут (н..) помогут – пр..дётся просто выучить наизусть какую форму существительного «любит» каждый из этих бли..ких по смыслу глаголов. Синтаксическая связь при которой главное слово требу..т от завис..мого какой(то) одной конкретной формы называется управлением . При управлении как (бы) (н..) м..нялась форма главного слова зависимое как стойкий оловян..ый с..лдатик остается (н..) измен..ым: вижу кошку, видят кошку, видел кошку, видела бы кошку.

Способность слова управлять кол..чеством его потенциальных « подчинен..ых» и форма которой потребу..т от них «начальник» тесно связан..ы с лексическим значением управляющего слова. А там где царит лексика (н..)возможны ун..в..рсальные схемы; какой имен..о окаж..тся модель управления дан..ого слова пр..ходится просто помнить. И все мы носители языка храним в памяти эту инф..рмацию. Если(же) возникают с..мнения как правильно сказать: свет лампы или свет от лампы, - нужно обратит..ся к словарю.

Языкознание: Энциклопедический словарь

Задания к тексту:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите тему текста.
  4. Определите стиль текста.
  5. Определите тип текста.
  6. В тексте говорится только об одном виде синтаксической связи – управление. А какие виды ещё существуют? Дайте им определение. Примеры приведите из текста.
  7. Произведите фонетический разбор слова: ЧТО
  8. Произведите морфемный разбор слов : носители, управлением, наизусть .
  9. Произведите морфологический разбор одного причастия из текста.
  10. Произведите синтаксический разбор 3-го предложения.
  11. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: а) обособление определений б) обособление приложений
  12. Словарная работа: Раскройте скобки, укажите падеж существительных.

Согласно (приказ, решение, наблюдение, план, расписание); по (несколько раз, двенадцать часов, окончание института, приезд, болезнь); скучать по (он, мы, вы); благодаря (случай, товарищи, внимание); вопреки (предостережение, надежда, желание).

Текст 2

Как и почему менялся русский язык

Русские происходят от славян которые все когда(то) говорили на одном языке. Отн..сительно одном (по)тому что этот пр..славянский язык был внутрен..е (не)однородным. С рас..елением славян на больших тер..иториях единство во..бще разрушилось. Новые условия об..тания рождали новые слова произн..шение подпадало под влияние (разно) язычных соседей геогр..фическая разобщён..ость напр..вляла славянские народы по (не) одинаковым путям. Древний язык существовал только в ус..ной форме (перво)бытные славяне (не) знали письмен..ости. Различия в словаре грамматике фонетике стали такими что славяне перестали пон..мать друг друга пр..славянский язык умер раск..ловшись на новые языки.

С принятием христианства в Восточной Европе встала задача объединить славянские языки, чтобы всем славянам рассказать о Христе.

24 мая 863 года в граде Плиске, тогдашней столице Болгарии, солунские братья Кирилл и Мефодий провозгласили изобретение славянской азбуки. Замысел их был великолепен, труд поразителен, а результаты выше самых смелых ожиданий. Претер-пев ряд изменений, кириллица живёт и по сей день у нас, болгар, сербов и других народов.

Детище мудрецов, этот книжный старославянский язык является одним из прекраснейших языков. Первоучители славян старательно отбирали «краснейшие слова» у разных славянских народов, по возможности понятные всем славянам. Язык приспосабливался к отвлеченным рассуждениям, выразительным описаниям, повес-твованиям. Успех старославянского языка не столько именно в «устроении», ведь славянские языки в бесписьменной доистории были без порядка, стройности, устойчи-вости.

По В.Г.Костомарову

Задания к тексту:

  1. Сформулируйте основную мысль текста
  2. Укажите количество микротем в тексте. Составьте цитатный план.
  3. Определите стиль текста
  4. Определите тип текста
  5. Выпишите лингвистические термины. Являются ли он здесь ключевыми словами?
  6. Произведите фонетический разбор слова: является
  7. Произведите морфологический разбор слова: Мефодий
  8. Графически объясните постановку знаков препинания в предложениях 1-го абзаца
  9. Словарная работа: Вставьте пропущенные буквы. л..нгвистика, ф..лолог, ф..нема, р..дукция, пол..семия, ..монимы, ..нтонимы, арх..измы, не..логизмы,ст..литика, инф..нитив, он..мастика.
  10. Творческая работа: Расскажите, что вы знаете о приходе старославянского языка на Русь, о его роли в становлении русской культуры и цивилизации.

Текст 3

Мы пр..ходим в мир для того что(бы) постигнуть красоту утв..рдить создать её.

Красота это радость нашей жизни. Человек стал Человеком (по) тому что увид..л глубину л..зурного неба мерцание звезд розовый разлив вечерн..й зари прозрач..ную дымку степных просторов б..гровый закат перед ветрен..м днем тр..петание марева над г..ризонтом сини.. тени в сугробах мартовского снега журавлиную стаю в голубом небе отр..жение солнца в м..риадах капель утрен..ей р..сы серые нити дождя в пасмурный день ф..олетовое облако на с..реневом кусте нежный ст..белек и голубой колокольчик подснежника – увид..л и изумленный пошел по земле созд..вая новую красоту.

Остановись и ты в изумлени.. перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство . Перед человеком открылась радость жизни (по) тому что он услышал ш..пот листьев и песню куз..нечика журчание весеннего ручейка и переливы серебрян..ых колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе шуршанье снежинок и стон метели ласковое пл..сканье волны и торжествен..ую тишину ночи – услышал и затаив дыхание слуша..т сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой береги её.

В.А.Сухомлинский

Задания к тексту.

1. Озаглавьте текст.

  1. Докажите, что это текст.
  2. Назовите основную мысль текста.
  3. Определите стиль текста.
  4. Определите тип текста.
  5. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  6. Определите, какие художественные средства использованы в тексте.
  7. Определите лексическое значение слова благородство
  8. сердце
  9. Произведите морфемный разбор слов: остановись, изумленный, затаив .
  10. Произведите морфологический разбор 1-го глагола в форме повелительного наклонения.
  11. Объясните постановку тире в выделенном предложении
  12. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: а) тире между подлежащим и сказуемым б) обособление обстоятельств
  13. Словарная работа: Вставьте пропущенные буквы.

Аб..тур..ент, аб..н...мент, абс..лютный, ав..нгард, авт..р..тет, агр..гат, агр..ном, адв..кат, ак..демия, акк..мп..н..мент, акк..мулятор, ал..бастр, алл..гория, алф..вит, амб..л..тория, ампл..туда, амф..т..атр, ан..логия, ан..нимный, апл..д..сменты, ар..мат, атм..сфера, ауд..енция, б..гаж, б..л..рина, б..нокль, б..г..тырь, б..йкот, б..кал, бр..зент, бут..рброд, в..кансия, вак..ум, в..кцина, в..нт..лятор, в..ст..бюль, в..т..ран, в..н..грет, в..ртуоз, в..кзал.

Текст 4

Забавная свита

В числе лиц обрекших себя на уличное шуто..ство был извес..ный отставной ч..новник крайне (не)взрачной н..ружности со шрамами на лице ходивш..й по рынкам и улицам всегда со свитой собак одетых в к..стюмы. Одна была в зеленом фрак.. ж..лтых штанах и красном ж..лете другая в пестром к..фтане синих штанах третья в каком(то) бурнусе с колп..чком в шапочке с разн..цветными перьями четвертая в фижмах и п..рике пятая в дамском капоте и шляпке какие носили в сороковых годах.

Все эти костюмирован..ые собаки носили им..на современ..ых франтов и франтих извес..ных тогдашнем обществе. По..вление этого (полу)помеш..н..ого ч..новника со своей свитой возбуждало всеобщий хох..т. Толпа мальчишек бегала за ним кто уг..щал собак сахаром кто давал пряник или сухарь.

М.Пыляев. Замечательные чудаки и оригиналы

Задания к тексту:

1. Определите стиль текста

2. Определите тип текста

  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно пропущенные буквы.
  2. Выпишите устаревшие, малоупотребительные слова и попробуйте объяснить их смысл.
  3. Произведите фонетический разбор слова: известных
  4. Произведите морфемный разбор слов: костюмированные, полупомешанного, разноцветным, невзрачной.
  5. Произведите морфологически разбор слова (был) известен.
  6. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения.
  7. Укажите неверные утверждения: а) слово одна – имя существительное б) слово какие- подчинительный союз в) 1-е и 2-е предложения связаны параллельной связью г) в тексте есть неполное предложение д) в тексте есть ССП е) во 2-м предложении есть вводное слово ж) предложение … кто угощал собак сахаром..- односоставное.
  8. Словарная работа: Вставьте, где нужно, удвоенные согласные.

Абсцис..а, ак..лиматизация, ак..орд, ак..ратный,ал..егория, ал..ея, ам..иак, ам..онит, ан..отация, апел..яция, ап..ас..ионата, асим..етрия, ас..истент, ас..оциация, ат..естат, ат..ракцион, ак..редитив,ак..умулятор, ал..игатор, ал..итерация, ан..улировать, антен..а, ап..арат, ап..ендицит, ап..етит, ап..ликация, артил..ерия, ас..амблея, ас..ортимент.

  1. Напишите сочинение- рецензию по этому тексту. Выразите своё отношение к теме, которая волнует автора.

Текст 5

Весенний праздник

Рас..вет. Электричество гасн..т. Синеватый подводный свет дня льет..ся скво..ь окна. Зал пусте..т. Как осен..ие листья уносят..ся последние танц..ры бал..а. На полу как следы ур..гана остались куски разн..цветной ткани обрывки м..шурных ож..релий блестки золота осколки б..калов растерзан..ый букет цветов забытый алый плащ.. (Кое)где в углах ещ.. кружат..ся забывши..ся в..кстазе танца плясуньи которые продолжают танцевать одни для себя не слыша что угас и рас..ыпался последний ак..орд оркестра и (не)замечая что син..ватая зала опустела и поблекла.

Шесть часов утра. Золотистое весеннее утро дымчатое и свежее… Пустын..ые и гулкие улицы прсыпающ..гося Парижа, с их утрен..ими обитателями молоч..ницы в голубых платьях гарсоны сн..мающие ставни с кафе бакал..ейщицы булочницы бонны в белых ч..пцах рас..тв..ряющие окна. И скво..ь этот деловой утрен..ий сдержан..ый Париж, с криками песнями и музыкой кто пешком кто в каретах кто верхом на извозчич..ей лошади кто вз..бравшись (на)верх кареты разгорячен..ые пляской и голов..кружением бал..а пестрой лентой в две тыс..чи человек, возвращаются художники с Монмартра что(бы) по старин..ой традиции заключить праз..ник на дворе школы изящ..ных ис..кус..тв.

М.Волошин

Задания к тексту.

  1. Определите стиль текста.

2. Определите тип текста.

  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  2. Определите способ связи между следующими предложениями: 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4.
  3. Определите лексическое назначение слов: экстаз, гарсон, бонна
  4. Выпишите устаревшее слово, определите его современное написание.
  5. Определите верное произношение выделенных букв в словах: моло чн ица, було чн ица.
  6. Произведите фонетический разбор слова сквозь .
  7. Произведите морфологический разбор слова ставни .
  8. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: а) обособление определений б) обособление обстоятельств.
  9. Найдите в тексте СПП с несколькими придаточными, начертите его схему, определите тип подчинения.
  10. Объясните правописание Н и НН в словах: Вагон..ые мастерские, пустын..ый уголок, ураган..ый ветер, жасмин..ый запах, гостин..ый двор, лебедин..ая песнь, овсян..ое печенье, глиян..ая чашка, стеклян..ая дверь, дискусион..ый вопрос, безветрен..ые дни, закончен..ый роман, сломан..ая игрушка, вымощен..ая дорога, в золе печен..ый картофель, плетен..ое из соломы кресло, непричесан..ые волосы, небелен..ое полотно, негашен..ая известь, непокрашен..ый пол, лампа погашен..а, кольцо позолочен..о, путан..ый ответ, стрелян..ый воробей, плавлен..ый сырок, печен..ый картофель, непуган..ая ворона, взволнован..ая речь, жеван..ая бумага, священ..ый союз, смышлен..ый мальчик, подлин..о художествен..ое произведение, пострадать безвин..о, вертелся бешен..о, поступает ветрен..о, трудится неустан..о, приехать неждан..о- негадан..о.

Текст 6

Самовар предназначен для того чтобы греть воду для чая. Внутри самовара есть топка. В неё накладывают угли которые горят и отдают своё тепло воде налитой в сам самовар. Древесный уголь это незаменимое топливо для самоваров и запасались им заранее. Самый лучший самоварный уголь березовый. Это о нём Иван Сергеевич Шмелев писал Какой- то звонкий он особенный.

Если вдруг затухнут угли в топке то на помощь приходил обыкновенный сапог старый поношенный уже негодный. Голенише его надевали на верхнюю часть топки и сапог в руках человека выполнял ту же работу что и кузнечные мехи в печи-горне.

Самоварный дымок выходил через имеющуюся трубу. В избе самовар обычно ставили около печи чтобы дым попадал в печной дымоход.

Хозяйка всё время присматривала как горят в топке угли тлеют ли они горят ли сильно разгораются хорошо или еле-еле.

С самоваром связано множество примет. Уголек нечаянно обронили быть гостям. Гудит? Мороз крепкий сулит. Пищит? Из дому хозяев выживает. Чем они ему не по нраву? Растопить с первого раза не умеют или на стол не вовремя подают или подадут да с виду он такой что впору с глаз долой убирать стыдно гостям показать…

Иной раз не углядят и выкипит вода в самоваре. Скорей новый надо ставить вдруг ненароком кто зайдет. Зима ведь каждого прохожего в избу гонит.

Трудолюбивые хозяйки так начищали самовар что как в зеркало в него смотрись. Полюбуется на себя хозяйка да улыбнется. А улыбка как известно всех красит. В народе на этот счет говорят Что сама-то сияешь, как самовар.

Самовары чаще всего делали из меди или латуни сплава меди с цинком и с другими металлами. Латунь намного дешевле а по цвету ничуть не уступает меди.

Раньше в любой избе самовару на столе отводилось самое видное и почетное место. Приходилось переезжать семье в новую избу в первую очередь самовар перевозили а потом уж все остальное.

Если поздней осенью или зимой холодной снаряжали кого-нибудь в дальнюю дорогу то в сани зачастую и горячий самовар ставили. Около него как у печи согреться можно в дороге да кипяточку попить если захочется. Угольный самовар тем и замечателен что пока угли в нем не перегорели вода остается горячей.

Жаль немного что на смену угольным самоварам пришли электрические. Хочешь горячего чаю попить не мешкай. Долго он не ждет вода остынет. А чай горячим должен быть.

Задания к тексту.

  1. Докажите, что это текст.
  2. Определите стиль текста.
  3. Определите тип текста.
  4. Расставьте недостающие знаки препинания.
  5. Найдите в тексте 2-3 пары синонимов, дополните данный синонимический ряд.
  6. Определите способ связи между предложениями 1-го абзаца.
  7. Выпишите из текста слова с орфограммой «И-Е в падежных окончаниях существительных», объясните условие выбора орфограммы.
  8. Произведите фонетический разбор слова сапог .
  9. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.
  10. Произведите морфологический разбор 1-го прилагательного (качественного).
  11. Подберите к 1-му предложению синтаксический синоним.
  12. Укажите, какова роль односоставных предложений в тексте.
  13. Спишите, раскрывая скобки: Говорить (по)английски, разделить (по)ровну, сделать (по)своему, жить (по)соседски, выть (по)волчьи, входить (по)одиночке, удалиться куда(либо), что(бы) нм случилось, когда(то) был счастлив, связать крепко(накрепко), в (конце)концов договориться, перевязать крест(на) крест, остаться (с)глазу (на) глаз, купить (по)дешевле, мало(по)малу стемнело, они давным(давно) уехали, говорили тет(а) тет, успеть (во)что(бы)(то)(ни)стало, быть точь(в)точь похожим, столкнуться нос(к)носу.

Текст 7

Притча это малый повествовательный жанр наз..дательного х..рактера. Содержание ее представлено обычно в ал..егоричесокй форме и является как (бы) ил..юстрацией той или иной нравственной идеи. Пробл..матика притч.. (не)исчерпа..ма. Ал..егорический смысл произведения об..зательно тут(же) раз..ясняется так предупреждается возможность (не)верного его ист..лкования.

Притча один из древнейших жанров в мировом фол..кл..ре и литературе она пр..шла к нам из Византии и получила большое распространение в (древне)русской литературе. В 17 в на Руси по..вились переводные притчи (древне)греческого баснописца Эзопа например притча О жене и курице.

Некая жена вдовица име курицу, на всяк дни яйцо родящую. Помысли себе, яко аще болши курицы ячмени предъ(ла)гати, будет дважды днем родит. И сице сотвори. Курица же, отолстевши и тучна, ниже единого яица днем родити возможе.

Толк. Притча являет, яко любостяжания ради болши желающия и настоящая погубляют.

Из кн.: Древнерусская притча.

Задания к тексту:

  1. Определите стиль текста.

2. Определите тип текста.

3. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

4. Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4.

5. Подберите синоним к слову назидательный (характер)

6. Определите лексическое значение слов: фольклор, аллегория, проблематика

7. Из 1-го предложения выпишите слова, в которых все согласные звуки твердые.

8. Определите способ образования слов: обязательно, баснописец, истолкование .

9. Произведите морфологический разбор 1-го причастия.

10. Определите, какой тип связи используется в СС: проблематика притчи, малый жанр, пришла к нам.

11. Произведите синтаксический разбор 2-го предложения.

12. Творческая работа: Переведите текст притчи на современный язык.

а. Напишите, в каком значении здесь употребляется слово жена.

Б. Укажите, какое из утверждений больше подходит для объяснения притчи: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Жадность до добра не доводит.

Текст 8

В деревн.. у меня сразу же зав..лись обширный и любопытные знакомства с крестьянами. Сильнее всех моими пр..вязан..остями овладел впрочем старый мельник дедушка Илья совершен..о седой старик с пр..большими ч..рными усами. С ребятами я ловил п..скарей и гольцов которых было великое множество в нашей узенькой но чистой речк.. но по серьезности моего х..рактера более держался общества дедушки Ильи опытный ум которого открывал мне полный таинствен..ой прел..сти мир который был совсем мне городскому мальчику (не)известен. От Ильи я узнал и про домового который спал на катке и про вод..ного который имел пр..красное и важное помещение под колесами и про кикимору которая была так застенчива и (не)постоянна что пряталась от всякого (не)скромного взгляда в разных пыльных заметах то в риге то в овине то на толчее где осенью толкли замаши. Меньше всех дедушка знал про лешего (по)тому что этот жил где-то далеко у Селиванова двора и только иногда заходил к нам в густой ракитник чтобы..делать новую ракитовую дудку и поиграть на ней в тени у сажалок. Впрочем дедушка Илья во всю свою богатую пр..ключениями жизнь вид..л лешего лицом к лицу всего только один раз и то на Николин день когда у нас бывал храмовой праз..ник. Леший подош..л к Илье пр..кинувшись совсем смирным мужичком и попросил понюхать табачку. А когда дедушка сказал ему черт с тобой понюхай и при этом открыл тавлинку то леший (не)мог более соблюсти хорошего поведения и сошкольничал он так поддал ладонью под табакерку что запорошил доброму мельнику все глаза.

Все эти живые и занимательные истории имели тогда для меня полную вероятность и их густое образное сод..ржание до такой степени переполняло мою ф..нтазию что я сам был чуть (ли) (не)духовидцем.

Н.Лесков

Задания к тексту.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Назовите основную мысль текста.
  4. Определите стиль текста.
  5. Определите тип текста.
  6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  7. Определите способ связи между следующими предложениями: 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4.
  8. Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений: 5 и 6; 6 и 7.
  9. Произведите фонетический разбор слова: впрочем
  10. Выпишите из текста 1-3 слова, образованные суффиксальным способом.
  11. Произведите морфологический разбор слова: сильнее (всех)
  12. Выпишите из предложений 2 словосочетания, где тип связи – примыкание.
  13. Произведите синтаксический разбор 7-го предложения.
  14. Тест. Укажите неверные утверждения:
  1. 1-ое предложение- простое.
  2. Во 2-м предложении есть обособленное приложение.
  3. В 3-ем предложении придаточные присоединяются при помощи союзов.
  4. В 4-м предложении все придаточные – определительные.
  5. 5-ое предложение- СПП с последовательным подчинением.
  6. 8-е предложение – предложение с прямой речью
  7. В 9-м предложении есть вводное словосочетание.

Текст 9

Базаров отв..рач..вается от природы (не)корит его за это Тургенев а только рису..т природу во всей её красоте. Базаров (не)дорожит дружбою и отр..кается от р..мантической любви (не)порочит его (за)то автор а только изображает дружбу Аркадия к самому Базарову и его счас..ливую любовь к Кате. Базаров отрицает тесные связи между родителями и детьми (не)упр..кает его за это автор а только развертывает перед нами картину родительской любви. Базаров чуждается жизни не выставляет его автор за то злодеем только показывает нам жизнь во всей ее красоте. Базаров отв..ргает поэзию Тургенев не делает его за то дураком автор только изображает его самого со всею роскошью и проницательностью поэзии. Одним словом Тургенев стоит за вечные начала человеческой жизни за те основные элементы которые могут бе..конечно изм..нять свои формы но в сущности всегда остаются (не)измен..ыми. Как бы то (н..) было Базаров все(таки) побежден (не)лицами (не) случайностями жизни а самою идеею жизни.

Н.Страхов

Задания к тексту:

  1. Назовите основную мысль текста.
  2. Определите стиль текста.
  3. Определите тип текста.
  4. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  5. Определите способ связи между следующими предложениями: 1 и 2; 6 и 7.
  6. Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений 1-го абзаца.
  7. Определите лексическое значение слов: корить, порочить, упрекать. Являются ли эти слова синонимами?
  8. Найдите в 3-м предложении слово, в котором все согласные- мягкие звуки.
  9. Произведите словообразовательный разбор 1-го глагола из 6-го предложения.
  10. Произведите морфологический разбор слова (со) всею (роскошью).
  11. Произведите синтаксический разбор 6-го предложения.
  12. Творческая работа. Сочинение- рассуждение. За какие вечные начала человеческой жизни стоит Тургенев? Согласны ли вы с ним?
  13. Вставьте пропущенные буквы, учитывая лексическое значение слова.

Белье пол..скать- ребенка пол..скать, экономика разв..валась- флаг разв..вался, рассаду разр..дить- ружье разр..дить, чьи-то достоинства ум..лять- о чем-то ум..лять, ветер обв..вал лицо- лиана обв..вала дерево, противников прим..рять- одежду прим..рять, травы нащ..пать- лучины нащ..пать, пищу прож..вать – в городе прож..вать, морские в..лы- усталые в..лы, книгу посв..тить- посв..тить фонарем, условия задачи сп..ши- к отправлению поезда сп..ши, растения ув..дали- нас друзья ув..дали, к старости пос..деть- на диване пос..деть.

Текст 10

Ак..редитивы я пол..жил в чемодан. Чемоданы складывались (на)против дверцы. Дальше хвостовое отделение было забито (не)извес..ным мне грузом в мешках и ящиках. (В)прочем ящиков возможно и (не)было просто у меня осталось такое впеч..тление что их там было видимо(не)видимо. Мы взлетели и минут через два..цать я уб..дился что погода и в самом деле (не)летная. Пр..мерно через час после вылета я заметил что мой чемодан который я оставил в верт..кальном пол..жени.. лежит в лежку словно он уже заболел морской болезнью. Я его пр..поднял встр..хнул для бодрости и поставил рядом с другими наиболее устойчивыми чемоданами. Тут я заметил что в этом лежбище чемоданов (не)мало э..земпляров (не)отличаемых от моего. Мне подумалось что такое сходство к добру (не)пр..ведет. В к..рмане у меня ок..зался химический карандаш я пр..гнулся над моим чемоданом и густо закрасил его верхнюю плоскость возле ручки. Получилось довольно(таки) симпатичное п..тно с (голубовато) зеленым отливом напом..нающее..бстрактный рисунок. Когда я р..з..гнулся взгляд мой встретился со взглядом п..с..ажира который сурово следил за моими действиями.

По Ф.Искандеру

Задания к тексту:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите стиль текста.
  4. Определите тип текста.
  5. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  6. Определите способ связи между следующими предложениями: 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4.
  7. Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений: 1 и 2; 6 и 7.
  8. Из 6-го предложения выпишите слово, в котором буква З обозначает звук (С).
  9. Из 3-го предложения выпишите все СС, укажите тип связи в них.
  10. Определите, каким способом образовано слово: плоскость. Произведите его морфемный разбор.
  11. Укажите правильное объяснение написания НЕ с выделенным словом в 8-м предложении: а) прилагательное с НЕ пишется слитно, т.к можно подобрать синоним без НЕ. Б) Причастие с НЕ пишется слитно, т.к без НЕ не употребляется В) Причастие с НЕ пишется раздельно, т.к есть зависимое от причастия слово. Г)Прилагательное с НЕ всегда пишется раздельно.
  12. Из 11-го предложения выпишите причастие и разберите его морфологически.
  13. Укажите номера предложений, в которых есть придаточное определительное.
  14. Укажите номер простого предложения с однородными сказуемыми.
  15. Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
  16. Спишите, вставляя, если нужно согласную. Подберите проверочные слова.

Здра..ствуй, я..ственно, искус..ный, хрус..нул, горес..ный, звез..ный, уез..ный, извес..ный, праз..ник, корыс..ный, счас..ливый, сер..це, ненавис..ный, гнус..ный, мес..ный, опас..ный, захолус..ный, безмол..ствовать, сладос..ный, дерзос..ный, поверхнос..ный, наез..ник, ярос..ный, совес..ливый, грус..ный, влас..ный, облас..ной, равновес..ный.

Текст 11

Спроси у совести своей

Спокоен и счас..лив тот кто живет в ладу со своей совестью. (Не)завидна участь того кто разм..нулся с ней поступился совестью ради (сию)минутной выгоды или хуже того отрекся от нее из личного эг..изма.

Совес..ливый человек (не)обманет (не)украдет (не)придаст на производств.. (не)схалтурит. В час..ной жизн.. (не)оставит без помощ.. и внимания старых родителей или собствен..ого ребенка (не)обид..т слабого и (не) униз..т себя лиц..мерием и лестью. Совес..ливый значит порядочный чес..ный человек наделен..ый чувством достоинства справедливостью добротой . О совес..ливом человеке можно сказать словами Н.А.Доб-ролюбова Пусть его жизнь (не)оз..рилась блеском какого(либо) деяния на пользу общества все(таки) его нравствен..ое значение (не)потерян..о.

Добавим что нравствен..ое значение каждой личности живущей по (не)писан..ым законам совести (не)оценимо ибо всем окружающим она дарит теплоту человечности.

К.Ткаченко

Задания к тексту:

  1. Назовите тему текста
  2. Укажите количество микротем в тексте. Составьте план.
  3. Назовите основную мысль текста
  4. Определите стиль текста
  5. Определите тип текста
  6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно пропущенные буквы.
  7. Найдите в последнем предложении слово, в котором происходит процесс оглушения.
  8. Определите лексическое значение слов: совесть, лицемерие, лесть .
  9. Как вы понимаете фразеологический оборот: поступился совестью .
  10. Назовите слова и выражения, относящиеся к высокому стилю. Для чего автор использует их? Подберите к этим словам нейтральные синонимы.
  11. Найдите в тексте слова, образованные способом сложения. Произведите их морфемный разбор.
  12. Произведите морфологический разбор 1-го краткого прилагательного.
  13. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.
  14. Творческая работа: Напишите, какое отношение имеют размышления о совести, высказанные в этой статье, к роману Ф.М.Достоевского «Престу-пление и наказание»

Текст 12

Когда поз..ний вечер (на)конец раств..рился отцарствовал отшуршал а на смену (не)умолимо пр..близилась (пол)ночь с прохладой и росой; Когда птицы отшумели уклад..ваясь на покой и теперь уже спали и только случайный стон какой (нибудь) из них напом..нал что это вокруг все(же) живое царство; или внезапно последний обезум..вший соловей нач..нал свои (не)умес..ные в июл.. трели но то(же) испуган..о смолкал; когда даже волки сытые и (по)тому полные благ..родства отсиживались (не)извес..но где вот тогда в (не)возможной тишине в первоздан..ом безмолви.. вдруг послышались далекие бубенцы которые все пр..ближались пр..ближались сл..ваясь в чудный хор меди и серебра и на(слабо) освещен..ой молодым месяц..м дороге пок..залась поч..товая тройка. Она выпрыгнула из(за) поворота вздымая то ли пыль то ли клубы ночного тумана пр..зрачная меняющая формы плоская словно детский рисунок вл..комая стран..ым чудовищем со множеством ног (н..)кем (н..) понука..мым (н..)погоня..мым. За нею следом по..вилась вторая за второй третья и все они понеслись дальше оставив за спиной уснувшую разморен..ую июлем Тулу.

Задания к тексту:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите стиль текста.
  3. Определите тип текста.
  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  2. Определите способ связи между следующими предложениями: 1 и 2; 2 и 3.
  3. Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений: 1 и 2; 2 и 3.
  4. Какие художественные средства языка использованы автором. Приведите примеры
  5. Укажите правильно объяснение написания пропущенной буквы в слове раств..рился . 1. Безударная непроверяемая гласная в корне. 2. Безударная проверяемая гласная в корне, проверка- раствор. 3. Чередующаяся гласная в корне, без ударения пишем О. 4. Чередующаяся гласная в корне, без ударения пишем А.
  6. Из последнего предложения выпишите слова, в которых все согласные – звонкие звуки. Произведите фонетический разбор одного из них.
  7. В 2- х последних предложениях найдите действительное причастие настоящего времени и произведите его морфологический разбор.
  8. Объясните постановку тире в последнем предложении.
  9. Первое предложение представляет собой сложную синтаксическую конструкцию – период. Рассмотрите его структуру, составьте его схему.
  10. Пользуясь схемой, сочините свое предложение – период.
  11. Вставьте пропущенные буквы: Г..рючий, сг..реть, огар..к, возл..жить, возл..гать, обл..жение, скл..нить, проскл..нять, з..ря, оз..рять, соприк..саться, прик..снуться, неук..снительно, упр..кать, соч..тание, пон..мать, зам..рать, засч..тать, закл..нание, вн..мание, забл..стеть, вытв..рять, претв..рение, удовлетв..рение, нам..кать, подм..чать, см..чит, подск..кать, выск..чка, пл..вчиха, попл..вок, спл..вной, неср..вн-имый, р..внина, р..вноправие, возр..ст, отр..сль, р..стовщик.

Текст 13

Среди этой нищ..й п..яной и срамной толпы ходили юродивые эти живые св..тые (М,м)осковской (Р,р)уси…

Вот он н..гой человек в веригах заш..л в лавку забрал что хотел и пош..л проч.. Хозяин (в)след ему только ни..ко кланя..тся большая честь коли заш..л к тебе юродивый. Но и большое испытание если намеша..т чего в тесто ловкий купец или еще как сл..вчит юродивый есть не буд..т.5) Божиим даром все почу..ству..т и молча пирог в снег вык..н..т. Однако на этот раз дело чистое пироги с..ел и прямо по снегу шепча и выкрик..вая (не)членораздельные слова пош..л этот уд..вительный св..той. Юродивые… «безумные Христа ради» ч..ими грозными сл..вами а порой открыто срамными поступками Бог обл..ча..т пороки которые мы стремимся держать (в)тайне. Этим стран..ым подвижникам ниспослан..о великое чудо пророч..ствовать. 9) Знаменитый юродивый Василий Блаженный живш..й в Москве пр..двид..л великие пожары и горяч.. молился (на)кануне. 10) И сам царь Иван говорил о Васили.. подв..ргавш..м себя постоян..ым мучениям и от..гчавш..мся т..желыми веригами Провидец и чтец мыслей человеческих.

11) Один из псевдонимов которыми любил подпис..ват..ся обожавш..й самоун..чижение царь «Парфений Юродивый»…

12) Когда Москва будет хоронить Василия царь с б..ярами пон..сет его одр. 13) В чудном храме построен..ом на Красной площад.. упоко..тся его мощи и народ будет звать этот храм им..нем жалкого нищ..го Василия Блаженного.

Э.Радзинский

Задания к тексту:

  1. Озаглавьте текст. Докажите, что это текст.
  2. Определите стиль текста.
  3. Определите тип текста.
  4. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  5. Определите лексическое значение слов: вериги-, одр - . Укажите омоним в 5-м предложении.
  6. Подберите синтаксический синоним к 10-му предложению.
  7. Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений: 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4.
  8. Из 1-го и 2- го предложений выпишите слова, в которых все согласные – звонкие звуки. Произведите фонетический разбор одного из них.
  9. Из предложений с 10 по 13 выпишите причастия и произведите их морфемный разбор.
  10. В 9-м предложении найдите наречие и произведите его морфологический разбор.
  11. Произведите синтаксический разбор СПП с придаточным времени.
  12. Вставьте пропущенные буквы: ж..лтый, ш..ссе, печ..нка, ш..рох, ш..пот, щ..лочь, ч..порный, дириж..р, режис..р, крыж..вник, изж..га, ж..кей, ш..рты, ш..кировать, выкорч..вывать, печ..т, испеч..нный, медвеж..нок, камыш..м, парч..вый, свеж.., горяч.., туш..нка, ноч..вка, жж..т, о ч..м, нипоч..м, общ.., свеч..й, ж..нглер, ож..г руки, совершил подж..г, стаж..р, реш..ный, обж..ра, зач..т.

Недавно в Риме при раскопках археологи нашли хорошо сохранившееся тело девочки, пролежавшее в земле более 2 тысяч лет. Если бы эта девочка чудесным образом проснулась в наши дни, она не поняла бы речи окружаю­щих. Латинский язык, на котором говорили в ее семье, ее учителя, подруги и знакомые, за это время изменился до неузнаваемости. Правда, на нем и сегодня идут богослужения в католической церкви, латинский язык изу­чают языковеды, его терминологией пользу­ются медики, биологи и другие ученые. Но на родной улице нашей девочки никто не обра­тится к прохожему на латыни; ее место занял итальянский язык, потомок латинского. В дру­гих частях бывшей Римской империи на смену латыни пришли французский, испанский, ру­мынский, португальский языки.

Языки изменяются, развиваются и обога­щаются, хотя это на первый взгляд не так уж очевидно. Восьмидесятилетний старец открывает четырехлетнему правнуку глаза на мир как будто теми же словами, что слышал в дет­стве от своей бабушки.

На современном русском языке этот отрывок из «Слова о полку Игореве» звучит так: «Лучше уж убитым быть, чем полоненным быть. Сядем, братья, на своих борзых коней да посмотрим синего Дона» .

(Перевод С. Шамбинаго и В. Ржиги.)

И все же что-то новое отличает речь каждого поколения от предшест­вующего и последующего. За несколько веков в языке накапливается столько изменений, что, например, «Слово о полку Игореве» нам прихо­дится переводить с древнерусского языка на современный русский.

Что же заставляет язык изменяться? На этот вопрос невозможно ответить одной фразой. Образование новых слов и словосочетаний по­нятно каждому. Открыли электрон, хромосому или новую звезду, изобрели телевизор, лав­сан или лазер, появились совхозы, комсомол, построили Дворцы пионеров - и всякий раз возникала потребность как-то назвать новые предметы и явления. Наш сегодняшний язык неизмеримо богаче словами и терминами, чем язык времен Александра Невского или даже пушкинской поры. Но только ли в этом его отличие?

Конечно, нет. Изменяется смысл давно существующих слов и выражений, постепенно меняется звуковой и грамматический строй языка. В 1917 г. безболезненно устранили из

нашего алфавита букву («ять»), потому что

задолго до этого из русского языка исчез соот­ветствующий ей звук. Одна из древнейших русских рукописей - «Изборник Святослава»

Общий смысл написанного мы еще можем по­нять: «Где я, писец, ошибся, читайте исправ­ляя; простите мне ошибки, а не кляните меня». Но за девять веков чуть ли не каждое слово этого текста претерпело какие-нибудь пере­мены: во внешней форме, или в значении, или в том и другом.

Меняется со временем и картина распростра­нения языка и его роль в обществе. До создания письменности язык используется только в зву­ковой форме. Письмо позволяет долгое время сохранять информацию, зафиксированную с помощью языка. Важнейшие общественные события: изобретение книгопечатания, возник­новение национальных государств, революци­онные потрясения и войны, распространение грамотности, появление новых технических средств связи (радио, кино, телевидения, маг­нитной записи и др.) - все это в той или иной степени сказывается на языке, на темпах и на­правлении его развития.

Мы говорим о древнерусском языке как о чем-то едином. На самом деле существовало множество близких друг к другу диалектов и говоров древнерусского языка. В нашей пись­менности и литературе в течение многих веков употреблялся так называемый старославянский, или церковнославянский, язык. По происхождению это древнеболгарский язык первых богослужебных книг, переведенных с грече­ского в конце IX в., после создания славянской письменности.

Переписчики текстов обязаны были не­укоснительно следовать правилам орфографии. Но, переписывая церковные книги, каждый писец невольно допускал ошибки, так как цер­ковнославянский язык значительно отличался

С помощью этого стихотворения гимназисты запоминали слова с буквой «ять».

от его родного, древнерусского. Поэтому один и тот же евангельский текст, переписанный в XII в., скажем, в Новгороде и в Киеве, содер­жал свои описки, вызванные особенностями родного говора писца.

Создавая местные исторические хроники, писцы пользовались родным древнерусским языком и чувствовали себя более свободно. Понятно, что и описок в летописях, грамотах и частных грамотках (например, в многочислен­ных новгородских берестяных грамотах XI - XV вв., обнару­женных во время недавних рас­копок) еще больше. Эти опис­ки - отступления от обычной орфографии, выработанной пер­воначально для старославянско­го, а не для древнерусского язы­ка, - позволяют сейчас ученым-лингвистам судить о живой, раз­говорной речи наших предков.

Единое Русское государст­во нуждалось и в едином языке.

А между тем еще в XVII в. посещавшие Русь иностранцы отмечали, что «в Московии гово­рят по-русски, а пишут по-славенски» (т. е. на старославянском языке). Продолжительное взаи­модействие этих двух языков в истории на­шей культуры наложило свой отпечаток на строй национального русского языка поздней­шего времени.

Общерусские языковые нормы складыва­лись на основе московского диалекта. Москвичи акали, т. е. произносили слово вода как «в[а]да», посол-как «п[а]сол», поэтому образцо­вым, литературным произношением со време­нем стало аканье. Но орфография наша оста­ется окающей до сих пор: в старославянском языке аканья не было. Окающий характер нашей традиционной орфографии позволил создать известное вам правило правописания безудар­ных гласных: «Пишется о (вода), а не а («вада»), если под ударением звучит о (воды)».

Старославянские по происхождению и искон­но русские слова и формы изменялись в про­цессе развития нашего языка. Множество ста­рославянских слов сохраняется и в современ­ном русском литературном языке, обогащая его в смысловом и стилистическом отношении. Как правило, они передают более отвлеченные, абстрактные понятия. Сравните такие слова, как молочный (суп) и Млечный (Путь), (в) голове и (во) главе, горячий и горящий, сторож и стра­жа, выволочить и извлечь, передать и предать, (будь) здоров и здравствуй и т. п.

Это не какая-нибудь исключительная осо­бенность языка только нашего народа: в со­временном английском языке огромное коли­чество французских слов, много славянских слов в румынском, китайских - в японском и корейском языках. В большей или меньшей степени каждый язык обрастал заимствования­ми из тех языков, с носителями которых дан­ный народ вступал в контакты. Чем интенсив­нее и разнообразнее были эти связи, тем, как правило, быстрее и существеннее изменялся язык. Наоборот, изолированные языковые островки замедляют темпы своего развития.

В начале XVIII в., после того как восстание под руководством Кондратия Булавина потер­пело поражение, некоторые казаки бежали в Турцию. Двести с лишним лет их потомки (так называемые некрасовцы) жили там, не сме­шиваясь с местным населением, но отрезанные и от родного народа. Недавно им удалось вер­нуться на землю своих отцов. И оказалось, что их язык очень мало изменился за это время: вынужденная изоляция сохранила особенности их родного говора. Значит, история народа самым непосредственным образом влияет на развитие его языка.

Заимствованные слова современного рус­ского языка, как в своеобразном зеркале, отра­жают определенные стороны развития нашей культуры. Так, например, в течение XVII- XX вв. в русский язык вошло из западноевро­пейских множество научных и технических терминов, слов, относящихся к искусству и торговле, к военному и морскому делу, спорту и т. п.

Вот некоторые из освоенных русским язы-

ком слов, заимствованных в XVII-XVIII вв.:

из французского языка: абажур, аплодировать, билет, бокал, брюнет, бульон, буфет, вуаль, галиматья, дюжина, жасмин, жест, журнал, комод, комплимент, компот, конверт, костюм, котлета, лимонад, литр, ложа, мариновать, мебель, медаль, салат, соус, суп, театр, шаль, шинель;

из немецкого языка: ванна, вата, веер, верстак, галстук, глянец, грифель, группа, ефрейтор, залп, картечь, картофель, коман­дировать, контора, коридор, лак, лампа, ло­кон, маршировать, материал, металл, момент, парикмахер, паспорт, планка, проба, пробка, рубанок, салфетка, секретарь, слесарь, солдат, студент, танец, шарф, шкаф, штиблеты;

из голландского языка: вымпел, гавань, дюйм, зонтик, квитанция, лиф, мат­рос, номер, туфля, люк, устрица, швабра, швартов, штопать.

Заимствования из английского язы­ка в основном приходятся на XIX-XX вв.: блюминг, бойкот, браунинг, бюджет, вокзал, гангстер, гол, грог, джаз, джемпер, джунгли, импорт, кекс, клоун, комбайн, комфорт, кон­вейер, лидер, локаут, матч, нокаут, пиджак, пони, пудинг, радар, раунд, регби, рекорд, рельс, ринг, ростбиф, сквер, сплин, стан­дарт, старт, танк, торт, трактор, трамвай, тренер, туннель, фильм, финиш, футбол, хок­кей, холл, чемпион и др. В современной научно-технической терминологии заимствования из английского языка насчитываются тысячами.

С заимствованными словами, кочующими из языка в язык, происходят иногда странные ис­тории. Вспомним, например, слово автобус. Что такое авто, понятно: это греческий корень, пе­реводимый на русский язык как «само». А бус? Такого слова не было ни в одном древнем язы­ке. Дело в том, что когда появился первый об­щественный транспорт, то для него придумали

Братья одного слова

Древнерусское слово коло обозна­чало «круг, колесо». При склонении в нем появлялся суффикс -ес-, как, например, при склонении во множе­ственном числе слов чудо, небо. Поз­же слово коло и в именительном па­деже единственного числа приобрело суффикс -ес- и стало звучать как ко­лесо. Слово коло уже давно ушло из языка, но сохранились некоторые образования от него: колен (след от колес на дороге), палач (прежде зву­чало как нолач и значило «круглый хлеб»), кольцо (образовано от коло с помощью уменьшительно-ласкатель­ного суффикса -ц- и означает «ма­ленький круг, кружочек»).

С помощью приставки о- от коло образовали наречие около, означав­шее «вокруг». Нетрудно заметить, что слово омнибус, что в буквальном переводе с ла­тинского означает «для всех». Но потом воз­никла потребность как-то различать виды транс­порта. И вот взяли «хвост» от слова омнибус и стали приставлять к нему различные начала: автобус, троллейбус. Получились какие-то языковые чудища, но они привились и рас­пространились по всему миру. Самое интересное произошло, когда для экономии времени в слове автобус англичане отбросили начало, и это слово превратилось в ничто: bus (произносится «бас»).

Бывает и так, что одно и то же слово одно­временно заимствуется из двух близкородствен­ных языков. Например, слово матрац про­никло к нам из немецкого, а параллельная фор­ма матрас - из голландского.

Сравнительно мало иноязычных слов в со­временном исландском языке (этому способ­ствовали изолированные, островные условия жизни исландцев), в венгерском (языки окру­жающих народов очень сильно отличались от него), в китайском (до XIX-XX вв. в китай­ский язык почти не проникали интернацио­нальные, общие для многих языков слова и термины греко-латинского происхождения).

В определенные периоды наплыв иноязыч­ных слов угрожал национальным основам того или иного языка.

В этих случаях общество противодейство­вало заимствованным словам, стремилось для новых явлений и понятий создавать слова только из корней родного языка.

Так было, например, в истории чешского языка. Мы не найдем в нем слова театр, извест­ного большинству родственных европейских языков. Говоря о театре, чехи пользуются сво­им словом divadlo (ср. русское дивиться). Но позднейшие интернациональные слова: алюми­ний, коммунизм, телефон, телеграф, советский, телевизор и многие другие - вошли и в чешский язык (komunismus, sovetsky, aluminium, telefon, telegraf, televisor).

Движение за национальную самобытность языка нередко принимало уродливые формы. В 30-е годы XX в. фашисты старательно изго­няли из немецкого языка многие интернацио­нальные слова, заменяя их «расово чистыми», немецкими (например, Fernsprecher - «телефон»).

Историческим анекдотом звучит в наши дни рассказ о попытках адмирала Шишкова в начале прошлого века ввести в язык придуманные им «мокроступы», «топталище» и «шаротык» вместо слов калоши, тротуар и бильярд. Такие «ревнители» чистоты языка получили название пуристов (от латинского purus - чистый).

«Хорошилище грядет по гульбищу из риста­лища» - так звучала у адмирала Шишкова фраза: «Франт идет по бульвару из театра».

Борьба вокруг того или иного слова разго­рается обычно, когда речь идет о литературном языке. В отдельные же диалекты в дописьменную эпоху и позднее заимствования прони­кали более свободно, и сейчас уже нелегко об­наружить, что, скажем, слова кровать, мас­тер, парус, свекла и уксус по происхождению греческие, алмаз, атаман, базар, колпак и чугун - тюркские, князь и хлеб - древнегерманские, кнут - древнескандинавское, бала­хон - персидское и т. п.

Еще несколько десятилетий назад основная неграмотная или полуграмотная масса русских людей говорила на различных диалектах, а ли­тературным русским языком владели немногие образованные люди. После 1917 г. образование стало у нас доступно всем, колоссально воз­росли тиражи книг и газет, радио доносит теперь устную литературную речь в самые отда­ленные уголки страны. И естественно, что диа­лекты быстро отступают под натиском литературного языка.

Рельс, кекс, бутса

Слово рельс пришло в русский из английского языка. Но по-английски оно звучит rail (рэйл), а -с появляется в нем только как окончание множествен­ного числа: rails (рельсы). При заимствовании же форму множественного числа приняли за форму един­ственного числа и конечное -с стало в русском языке частью корня слова. Подобное произошло и со сло­вами кекс (англ, cake, множественное число cakes), бутса - бутсы (англ. boot - «ботинок», boots - «бо­тинки»; у нас это слово означает футбольные бо­тинки).

Языковеды, изучающие русские народные говоры, с трудом находят в со­временной деревне пожилых людей, еще сохра­няющих в чистоте все давние особенности мест­ной, диалектной речи. Со временем русские диалекты, пережившие столетия, исчезнут, но останется тот вклад, который они внесли в раз­витие общего для всех литературного языка и в язык художественной литературы.

Несомненно, что язык заставляет изменяться сама история говорящего на нем народа. Но если словарный состав языка отражает историю народа непосредственно, то развитие звукового и грамматического строя связано с историей народа лишь косвенно. Невозможно, например, сказать, что исчезновение аориста, особой фор­мы прошедшего времени глагола (остатки ее находим в выражении «одним махом семерых побивахом», в частице бы, в междометии чу), вызвано каким-то конкретным событием в исто­рии русского народа. Точно так же едва ли кому-либо удастся объяснить прямыми экономиче­скими, политическими или культурно-истори­ческими причинами появление беглых глас­ных в первые века нашего тысячелетия.

В XI в. современные слова нос и сон писа­лись по-разному: носъ, сънъ. Буквой ъ обо­значался особый гласный звук, который в со­временном русском языке в зависимости от ударения или исчез, или превратился в о. Сравните написание в древнерусском языке:

им. пад. носъ - сънъ,

род. пад. носа - съна - и современное (с беглыми гласными на месте ъ):

им. пад. нос - сон,

род. пад. носа - сна.

«Опенки» или «опята»?

Гриб опенок назван так потому, что растет обычно около пней. Состав этого слова такой: о- - пристав­ка, -пен - корень, -ок - суффикс. Казалось бы, мно­жественное число от него должно быть опенки. Так оно и было. Однако теперь новая форма - опята. - прочно вошла в нашу разговорную речь. Она возник­ла под влиянием таких слов, как жеребенок - жеребята, котенок - котята, где суффикс -енок в единственном числе меняется на -ята во множествен­ном. И хотя слово опенок ни по значению, ни по происхождению не имеет с этими словами ничего об­щего, звуковое сходство его с ними в единственном числе привело к образованию сходной формы и во множественном числе. В результате изменился и со­став слова опенок: суффикс в нем увеличился до -енок, а корень уменьшился. Как говорят языковеды, произошло переразложение слова.

Не правда ли, это больше походит на мате­матические пропорции и формулы, в которых отражены отношения между членами системы знаков? Но в данном случае это не раз и навсе­гда определенная система цифр или символов, а система звуков языка, развивающаяся во вре­мени.

Фонетическая и грамматическая система каждого языка развивается как бы сама по себе. В каждый момент истории языка существу­ет множество возможностей дальнейшего раз­вития его фонетики и грамматики. И все же если бы предки славян продолжали жить на общей территории, в едином государстве, то, вероятно, мы не наблюдали бы такого много­образия современных славянских языков. И именно разобщенность славянских народов привела к тому, что отдельные славянские языки и диалекты развивались в дальнейшем более или менее самостоятельно, испытывали различные воздействия со стороны других язы­ков и диалектов. Вот и выходит, что история народа в конечном счете определяет не только словарный состав, но и звуковой и граммати­ческий строй его языка.

Из всего сказанного следует вывод, что язык - явление общественное и никакой жест­кой предопределенности в изменении языковой системы не существует.

Русские происходят от славян которые все ког­да (то) говорили на одном языке. Относительно од­ном (по) тому что этот пр..славянский язык был

внутренне (не) однородным. С расселением славян на больших тер…иториях единство во..бще разру­шилось. Новые условия об..тания рождали новые слова произн..шение подпадало под вл..яние (раз­но) язычных соседей географическая разобщенность напр..вляла славянские народы по (не) одинако­вым путям. Древний язык существовал только в ус..ной форме (перво) бытные славяне (не) знали письмен..ости. Различия в словаре грам..атике фо­нетике стали такими что славяне перестали пон..мать друг друга пр..славянский язык умер раск..ловшись на новые языки.

С принятием христианства в Восточной Европе встала задача об..ед..нить славянские языки что­бы всем славянам рассказать о Христе.

24 мая 863 года в граде Плиске тогдашней сто­лице Болгарии солунские братья Кирилл и Мефодий провозгл…сили изобр…тение славянской азбуки. Замысел их был вел…колепен труд пор…зителен а результаты выше самых смелых ожиданий. Претер­пев ряд изменений кириллица живет и по сей день у нас болгар сербов и других народов.

Дет…ще мудрецов этот книжный старославян­ский язык является одним из пр…краснейших язы­ков. Первоучители славян старательно отб…рали «краснейшие слова» у разных славянских наро­дов по возможности понятные всем славянам. Язык пр…спосабливался к отвлече…ым рассужде­ниям выразительным описаниям повествовани­ям. Успех старославянского языка не столько в возрождении общих черт сколько именно в «ус­троении», ведь славянские языки в бесписьмен­ной доистории были без порядка стройности ус­тойчивости.

(По В.Г. Костомарову)

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1. Сформулируйте основную мысль текста.

2. Укажите количество микротем в тексте.

3. Определите стиль текста (докажите свое мнение).

4. Определите тип текста (докажите свое мнение).

5. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нуж­но, пропущенные буквы (в предложениях первого абзаца).

6. Произведите фонетический разбор слова является.

7. Графически объясните постановку знаков препинания в пред­ложениях первого абзаца.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ВАРИАНТ.

Мы пр.. ход им в мир для того что (бы) постигнуть красоту утвердить создать ее.

Красота это радость нашей жизни. Человек стал Человеком (по) тому что увид..л глубину л..зурного неба мерцание звезд розовый разлив вечерн..й зари прозрач..ную дымку степных просторов б..гровый закат перед ветрен..ым днем тр..петание ма­рева над горизонтом сини… тени в сугробах мартов­ского снега журавлиную стаю в голубом небе отр..жение солнца в м..риадах капель утрен..ей р..сы серые нити дождя в пасмурный день фиолетовое облако на с..реневом кусте нежный ст..белек и го­лубой колокольчик подснежника - увид..л и изум­ленный пошел по земле создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлени.. перед красотой - и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни (по) тому что он услыш..л ш..пот листьев и песню куз..нечика журчание весен..его ручейка и переливы серебрян..ых колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе шуршанье снежинок и стон метели ласковое пл..сканье волны и торжествен..ую тишину ночи - услыш..л и затаив дыхание слуша..т сотни и тыся­чи лет чудес..ную музыку жизни. Умей и ты слу­шать эту музыку. Дорожи красотой бер..ги ее.


ВА. Сухомлинский

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст.

3. Назовите основную мысль текста.

4. Определите стиль текста (докажите свое мнение).

5. Определите тип текста (докажите свое мнение).

6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нуж­но, пропущенные буквы.

7. Определите, какие художественные средства использованы в данном тексте.

8. Определите лексическое значение слова благородство.

9. Произведите фонетический разбор слова сердце.

10. Произведите морфемный разбор слов: остановись

изумленный затаив.

11. Произведите синтаксический разбор первого предложения.

14. Словарная работа. Вставьте пропущенные буквы.

Аб..тур..ент, аб..н..мент, абсолютный, ав..нгард, авт..р..тет, агр..гат, агр..ном, адв..кат, ак..демия, акк..мп..н..мент, аккумулятор, ал..бастр, алл..гория, алф..вит, амб..л..тория, ампл..туда, амф..т..атр, аналогия, анонимный, апл..д..сменты, ар..мат, атм..сфера, ауд..енция, б..гаж, б..л..рина, б..нокль, б..г..тырь, б..икот, б..кал, бр..зент, бут..рброд, в..кансия, вак..ум, в..кцина, в..нт..лятор, в..ст..бюль, в..т..ран, в..н..грет, в..ртуоз, в..кзал.