Михаил остроградский. Остроградский михаил васильевич - теоретик и практик

Личное дело

Михаил Васильевич Остроградский (1801-1862) родился в принадлежавшей его отцу деревне Пашенной Кобелякского уезда Полтавской губернии. Отец - небогатый помещик - происходил из рода казацких старшин Остроградских. До 9 лет мальчик жил в деревне с родителями, двумя братьями (Осипом и Андреем) и двумя сестрами (Еленой и Марией).

Уже в раннем детстве проявлял редкую наблюдательность и любовь к исследованиям - любил измерять размеры игрушек и других предметов, глубину ям и колодцев. С этой целью постоянно носил в кармане шнурок с привязанным камнем. Особый интерес представляли для него мельницы, и он мог долгое время наблюдать за движением крыльев мельницы или водяного колеса, следить за работой жерновов.

В 1809 году Михаила отдали в пансион при Полтавской гимназии, официально называвшийся «Домом воспитания бедных дворян». Одновременно, по обычаям, существовавшим в русских дворянских семьях, мальчик был записан состоящим на государственной службе канцелярии полтавского губернатора. Он «числился в отпуску до окончания наук».

Вскоре после начала занятий Остроградский покинул пансион и вместе со своим старшим братом Осипом поселился на частной квартире. Он продолжал посещать гимназию, где не отличался особенным прилежанием, По результатам экзаменов 1814 года его знания при 9-бальной системе были оценены так: по математике - 5; по истории и географии - 6; по метафизике и нравственной философии - 6; по французскому и немецкому языкам - 1. Уроки латинского языка Остроградский попросту перестал посещать. О нём даже было сказано в конце года: «препятствует к продолжению успехов всего класса».

Возможно, такое отношение Михаила к занятиям и стало причиной решения его отца забрать сына из гимназии и определить в один из гвардейских полков. В 1816 году отец повёз будущего учёного в Петербург для определения в гвардию, но по пути изменил решение по совету дяди Михаила - П.А.Устимовича, настаивавшего на определении юноши в Харьковский университет.

С 1816 года Остроградский стал вольнослушателем Харьковского университета. В течение года добился весьма неплохих успехов в науках и в 1817 году стал студентом физико-математического факультета. И все равно даже в университете юноша не слишком усердствовал в занятиях. Резкая перемена наступила в начале 1818 года, когда он перешёл жить на квартиру университетского преподавателя математики Андрея Павловского, который оказал огромное влияние на Остроградского и на всё дальнейшее направление его интересов. Беседы с Павловским пробудили у Михаила живой интерес к математике.

С жаром принявшись за учебу, Остроградский уже через два месяца поражал своего учителя математическими успехами. Уже в 1818 году Остроградский сдал экзамены за трёхлетний курс университета и получил аттестат об его окончании.

После небольшого перерыва решил вернуться в университет для «усовершенствования себя по части наук, относящихся к прикладной математике». Однако к этому времени обстановка там радикально изменилась - новый попечитель З.Я. Карнеев в январе 1819 года издал циркуляр относительно того, что «священное писание должно служить основой при преподавании».

В 1820 году Остроградский сдал кандидатские экзамены. 30 апреля 1821 года Совет университета признал его достойным степени кандидата. Однако реакционная часть харьковской профессуры добилась лишения юноши аттестата кандидата наук и диплома об окончании университета. Мотивировалось это его «вольнодумством» и непосещением лекций по богословию. Он так никогда и не получил российскую учёную степень.

Оставшись после четырех лет, проведенных в университете, без документов о его окончании, Остроградский отказался от мысли пытаться продолжать обучение на родине.

В 1822 году он уехал во Францию, где в то время работала целая плеяда выдающихся ученых. Именно там создавался математический аппарат теорий упругости, распространения тепла, математической теории электричества, магнетизма, теории распространения волн.

Остроградский слушал лекции в Сорбонне и Коллеж де Франс, посещал лекции знаменитых французских учёных — Лапласа, Фурье, Ампера, Пуассона и Коши, регулярно посещал еженедельные заседания Академии наук.

Всё его внимание было сосредоточено на занятиях наукой, однако, поскольку он был крайне стеснён в средствах, ему приходилось зарабатывать на жизнь преподаванием математики в одном из парижских колледжей.

Научные интересы Остроградского определились рано, ещё до отъезда в Париж. В объяснении совету Харьковского университета Остроградский ещё в 1820 году писал, что желает «усовершенствовать себя по части наук, относящихся к прикладной математике».

В ноябре 1826 года Остроградский представил Парижской Академии свою первую самостоятельную работу «Мемуар о распространении волн в цилиндрическом бассейне», которая была рекомендована к печати, и напечатана в трудах Академии в 1832 года.

На пятом году пребывания во Франции он был приглашён в качестве профессора в коллеж Генриха IV.

В ноябре 1827 года Остроградский оставил Париж и прибыл в Петербург с французским дипломом и с заслуженной репутацией талантливого учёного. Сначала преподавал в Главном Инженерном училище Российской империи и Институте Корпуса инженеров путей сообщения.

Репутация, приобретенная Остроградским во Франции, и ряд мемуаров, представленных Академии наук, способствовали признанию его заслуг в России. 17 декабря 1828 года он был избран адъюнктом Академии наук. К этому времени в изданиях Академии были уже напечатаны три его статьи, относящиеся к задачам математической физики и математического анализа. В следующем году вышли еще три работы - по механике, теории теплоты и об интегрировании уравнений теории упругости. В том же году он начал чтение в Академии курса небесной механики. Лекции продолжались с ноября 1829 года по март 1839 год и собрали невиданное по тому времени число слушателей - до 30 человек.

В 1830 году Остроградский был избран экстраординарным академиком Петербургской Академии наук, а в 1832 году в возрасте всего 32 лет - ординарным академиком по прикладной математике. Он становится признанным лидером российской математической школы.

В 1831 году Остроградский женился на Марии Васильевне Купфер. У них родились трое детей: сын и две дочери.

В Петербурге Остроградский вел большую педагогическую и общественную деятельность. Он стал профессором Николаевских инженерных Академии и училища, Морского кадетского корпуса, Института инженеров путей сообщения, Главного педагогического института, Главного артиллерийского училища и других учебных заведений. Много лет работал в качестве главного наблюдателя за преподаванием математических наук как в военно-учебных заведениях, так и в учебных заведениях корпуса путей сообщения, в этом качестве участвовал в выработке программ преподавания и врецензировании учебников.

Кроме того, Остроградский сам писал учебники. Известны его лекции по небесной механике, аналитической механике, алгебраическому анализу, дифференциальному и интегральному исчислениям, аналитической геометрии. Также был издан его учебник элементарной геометрии, особого успеха, однако, не имевший.

Летом 1861 года, которое Остроградский по обыкновению провёл в своей деревне, во время купания слуга заметил у него на спине нарыв, оказавшийся быстро растущей злокачественной опухолью. Была проведена операция, но улучшения не последовало.

Михаил Остроградский скончался 13 января 1862 года в Полтаве. Согласно завещанию, был похоронен в родной деревне.

Чем знаменит

Признанный лидер математиков Российской империи в 30-60-е годы XIX века. Основные работы Остроградского относятся к прикладным аспектам математического анализа, механики, теории магнетизма, теории вероятностей. Он внёс также вклад в алгебру и теорию чисел.

Многие свои труды он посвятил математической физике и механике, став одним из тех, кто заложил фундамент этих наук. По математической физике Остроградский написал пятнадцать работ, большая часть которых относится к задачам распространения тепла, теории упругости, гидродинамики. Наибольшее научное значение имеют его работы по теории теплоты. В этих исследованиях, с одной стороны, заложены начала для ряда важных теорий, развивающихся в наше время, а с другой, в них содержатся теоремы, являющиеся одними из центральных в математическом анализе.

Первым из отечественных учёных Остроградский стал заниматься аналитической механикой. Ему принадлежат исследования по методам интегрирования уравнений аналитической механики и разработке обобщённых принципов статики и динамики.

Наиболее выдающиеся исследования Остроградского относятся к обобщениям основных принципов и методов механики. Они значительно обогатили и развили понимание вариационных принципов, прежде всего, с математической точки зрения. Поэтому сформулированный Гамильтоном интегрально-вариационный принцип справедливо называется принципом Гамильтона-Остроградского.

Хорошо известен метод Остроградского для интегрирования рациональных функций. В физике используется формула Остроградского для преобразования объёмного интеграла в поверхностный.

К московской ветви школы Остроградского относятся Н. Д. Брашман, Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин. К петербургской — П. Л. Чебышев, А. М. Ляпунов, В. А. Стеклов, А. Н. Крылов. Многие другие математики и механики России также испытали на себе его влияние.

О чем надо знать

Имеются сведения, что Остроградский на свои средства издавал работы знаменитых математиков Эйлера, Гаусса и других. Средств, получаемых Остроградским, на это было далеко не достаточно, поэтому он постоянно испытывал нужду в деньгах.

Остроградский прекрасно понимал значение для отечественной науки трудов Леонарда Эйлера, усилиями которого Петербург стал математической столицей мира в восемнадцатом веке. Именно он энергично настаивал на необходимости издания наследия Эйлера. В пояснительной записке по этому поводу Остроградский писал: «Эйлер создал современный анализ, обогатив его один сам более, чем все его предшественники вместе, и сделал из него самый могущественный инструмент ума человеческого». Издание в 28 томах предполагалось осуществить в течение 10 лет, но в итоге средств у Академии наук на это не нашлось.

Прямая речь

Об образовании: «Лучше учится не тот, кто усердно запоминает прочитанное, а тот, кто приобретает умение применять пройденное к своему делу!».

Математик Коши об Остроградском: «Наконец один русский молодой человек, одаренный большой проницательностью и весьма сведущий в исчислении бесконечно малых, прибегнув также к их (определенных интегралов) употреблению и к преобразованию в обыкновенные дал новое доказательство формул, помещенных мной в 19-й тетради Журнала Политехнической Школы».

П. Коргуев об Остроградском как преподавателе: « В то время (30-е годы XIX века) все математические предметы в офицерских классах преподавали или Михаил Васильевич, или Виктор Яковлевич (Буняковский); в это время Михаил Васильевич даже жил в корпусе. С того времени более 33 лет, до самой своей кончины, Михаил Васильевич был математическим камертоном в офицерских классах. Кто слушал увлекательное его чтение, тот поймет, как счастливы были его ученики. Вспоминая с гордостью о знаменитых преобразователях нашего математического образования, можно ли позабыть о том, кто доставил нам эту гордость, кто открыл эти перлы науки и употребил в нашу пользу».

9 фактов о Михаиле Остроградском

  • Свою первую серьезную математическую работу "Мемуар о распространении волн в цилиндрическом бассейне" Остроградский написал, сидя в тюрьме. В 1826 году, не получив своевременно денег от отца, он сильно задолжал в гостинице "за харч и постой" и по жалобе хозяина был посажен в Клиши, долговую тюрьму в Париже. Там он особенно усердно занимался математикой, написал свою знаменитую работу и послал ее О. Коши. В ноябре 1826 года Коши представил этот мемуар с самым лестным отзывом Парижской академии, которая удостоила эту работу высшего отличия - публикации в «Memoires des savants etrangers a l"Academie», т.е. в «Записках ученых посторонних Академии». Более того, Коши, не будучи богатым человеком, сам выкупил Остроградского из тюрьмы.
  • Михаил Остроградский не имел аттестата о высшем образовании. Поэтому после возвращения в Россию он, чтобы устроиться на службу, попросил отца выслать ему патент на чин коллежского регистратора, выданный ему ранее Полтавской почтовой конторой.
  • Остроградский был одним из учителей детей императора Николая I
  • Ученый не отказывался ни от какой математической работы, способной принести практическую пользу. Так, с целью облегчить работу по проверке товаров, поставляемых армии, Остроградский занялся математическим исследованием, посвященным статистическим методам браковки и основанным на применении теории вероятностей.
  • Во время второй поездки в Париж в 1830 году в результате неосторожного обращения с фосфорной спичкой Остроградский лишился правого глаза.
  • Именем Остроградского назван эллиптический интеграл, который Михаил Васильевич впервые сумел взять в 1837 году. Полностью он называется интегралом Эрмита-Остроградского, потому что ту же работу одновременно и независимо проделал француз Шарль Эрмит. Известен исторический анекдот об этом интеграле. Руководивший строительством железной дороги из Петербурга в Москву доложил царю, что в одном месте придётся обходить возвышенность, так как профиль местности не поддаётся расчёту. Вычисления приводят к эллиптическому интегралу, а такие интегралы не берутся. Российский самодержец, однако, начертал на рапорте Клейнмихеля: «Повелеваю интегрировать». Тот кинулся за помощью в университет, и молодой профессор Остроградский уже через месяц дал решение эллиптических интегралов.
  • Благодаря выдающимся научным заслугам, Михаил Остроградский был избран членом-корреспондентом Парижской Академии наук, членом Американской, Римской и других академий и научных обществ.
  • Остроградский не сумел по достоинству оценить новаторские работы Николая Лобачевского и дал им отрицательный отзыв. «Автор, по-видимому, задался целью писать таким образом, чтобы его нельзя было понять. Он достиг этой цели: большая часть книги осталась столь же неизвестной для меня, как если бы я никогда не видел её», - написал он в своем отзыве о революционной работе Лобачевского.
  • ЮНЕСКО в 2001 году включила Михаила Остроградского в перечень выдающихся математиков мира

Материалы о Михаиле Остроградском

Михаил Васильевич Остроградский (1801-1862) - российский математик и механик, академик Петербургской АН (1830). Сформулировал общий вариационный принцип для неконсервативных систем. Родился 24 сентября 1801 года. Скончался 1 января 1862 года.

Труды по математическому анализу, математической физике, аналитической и небесной механике, гидромеханике, теории упругости, баллистике.

Михаил Васильевич Остроградский родился в деревне Пашенной Кобелякского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика.

В 1816 году Миша поступил на физико-математическое отделение Харьковского университета и вскоре стал удивлять всех своими необыкновенными успехами в изучении математики. На Михаила обратил внимание ректор университета, профессор Т.Ф. Осиповский - талантливый математик и выдающийся педагог. Он расположил к себе многообещающего юношу и руководил его занятиями. В октябре 1818 года Остроградский окончил Харьковский университет, а 1820 году он успешно сдал экзамены на звание кандидата наук. Перед ним, казалось, открывалась прямая дорога к университетской профессуре.

Много из математики не остается в памяти, но когда поймешь ее, тогда легко при случае вспомнить забытое.

Однако ученой степени Остроградский не получил, и причиной тому послужила острая идейная борьба, развернувшаяся в Харьковском и других университетах России, вызванная наступлением реакции в последние годы царствования Александра I. Первыми жертвами реакции стали просвещение и университеты.

Т.Ф. Осиповский, любимец передового студенчества, человек откровенно материалистических убеждений, пришелся не ко двору. Его отправили в отставку, одновременно нанеся удар и по его единомышленникам и поклонникам. Одному из первых досталось его лучшему ученику Остроградскому, на которого донесли, что он не посещал лекций по философии и по обязательному для всех студентов «богопознанию и христианскому Учению». На этом ничтожном, надуманном основании ему не только отказали в присуждении степени кандидата наук, но и лишили его диплома об окончании университета. Это было неслыханным глумлением над будущим ученым, чей талант был замечен уже тогда.

К счастью, мракобесам не удалось погубить талант Остроградского. Наоборот, в нем сильно укрепилась любовь к математике, и он решает продолжить свои занятия в Париже под руководством выдающихся математиков Политехнической школы. Михаил приезжает туда в мае 1822 года. В Политехнической школе, Сорбонне, коллеж де Франс он слушает лекции знаменитых ученых Коши, Жана Батиста Жозефа Фурье, Пьера Симона Лапласа, Монжа, Пуассона, Лежандра Штурма, Понселе, Вине и других, пролагавших новые пути в математическом анализе, математической физике и механике. Изучив и усвоив результаты, достигнутые французской математической школой. Михаил Остроградский и сам стал заниматься важными и актуальными вопросами того времени, часто опережая своих парижских коллег.

Выдающиеся способности молодого ученого вскоре получили довольно широкое признание. Так, Коши в мемуаре, напечатанном в журнале Парижской академии наук в 1825 году, с похвалой отзывается о первых научных исследованиях Остроградского, посвященных вычислению интегралов. Коши писал: «...один русский молодой человек, одаренный большой проницательностью и весьма искусный в вычислении бесконечно малых, Михаил Остроградский, прибегнув также к употреблению тех же интегралов и к преобразованию их в обыкновенные, дал новое доказательство формул, мною выше упомянутых, и обобщил другие формулы, помещенные мной в 19-й тетради Политехнической школы. Господин Остроградский любезно сообщил мне главные результаты своей работы».

В 1826 году русский ученый представил Парижской академии наук свою первую научную работу - «Мемуары о распространении волн в цилиндрическом бассейне», высоко оцененную Коши и напечатанную в трудах Академии. О научном значении этой работы можно судить хотя бы по тому, что еще в 1816 году Академия объявила специальный конкурс на ее решение.

В 1824-1827 годах Михаил Остроградский представил еще несколько мемуаров. Эти работы укрепили научную репутацию молодого ученого и завоевали ему дружбу и уважение многих французских математиков.

Но Михаила Васильевича неумолимо тянет на родину, где о его успехах хорошо знали. Недаром молодых людей, отправлявшихся учиться за границу, родные и близкие напутствовали словами: «Становись Остроградским».

В 1828 году Михаил Остроградский выехал в Россию. Тяжелой была эта поездка. В дорог его обокрали, и ему пришлось от Франкфурта-на-Майне до Петербурга добираться пешком. «Русский пешеход», пробирающийся к тому же из-за границы, выглядел весьма подозрительным, и мнительные власти, которым везде чудились восстания декабристов, установили за ним тайный полицейский надзор. Вероятно, об этом Остроградский не знал до конца своих дней.

Сразу же после приезда Михаила Остроградского в Петербург началась его плодотворная работа в Академии наук и кипучая педагогическая деятельность. Академия наук высоко оценила научную деятельность Остроградского: в августе 1830 года его избрали экстраординарным, а через год - ординарным академиком по прикладной математике. С этого времени его жизнь была полна творческих удач, и деятельность его отмечалась присвоением ряда почетных ученых званий. Так, в 1834 году он был избран членом Американской Академии наук, в 1841 году - членом Туринской академии, в 1853 году - членом Римской академии Линчей и в 1856 году - членом-корреспондентом Парижской академии.

Хорошие учителя создают хороших учеников.

Остроградский Михаил Васильевич

Научные интересы Остроградского определились рано, еще до отъезда в Париж. В объяснении совету Харьковского университета Остроградский еще в 1820 году писал, что желает «усовершенствовать себя по части наук, относящихся к прикладной математике». И действительно многие свои труды Михаил Остроградский посвятил математической физике и механике, став одним из тех, кто заложил фундамент этих наук.

По математической физике Остроградский написал пятнадцать работ. Большая часть их относится к задачам распространения тепла, теории упругости, гидродинамики. Наибольшее научное значение имеют его работы по теории теплоты. Эти исследования, помимо того, что содержат важнейшие результаты, относящиеся непосредственное к теории распространения тепла, имеют огромное общематематическое значение. В них, с одной стороны, заложены начала для ряда важных теорий, развивающихся в наше время, а с другой стороны, в них содержатся теоремы, являющиеся одними из центральных в математическом анализе.

Первым из русских ученых Михаил Остроградский стал заниматься аналитической механикой. Ему принадлежат первоклассные исследования по методам интегрирования уравнений аналитической механики и разработке обобщенных принципов статики и динамики.

Наиболее выдающиеся исследования Остроградского относятся к обобщениям основных принципов и методов механики. Он внес существенный вклад в развитие вариационных принципов. Вариационные принципы механики входят в круг вопросов, интересовавших ученого в течение всей его жизни. Постоянное возвращение к вариационному исчислению и вариационным принципам механики роднит его с Лагранжем, одним из создателей вариационного исчисления и творцом аналитической механики.

Михаил Остроградский изучал проблемы аналитической механики в самом общем виде. Такая постановка вопроса вела в свою очередь к изучению вариационного исчисления, в которое, как частный случай, входит динамика. Мемуар Остроградского «О дифференциальных уравнениях, относящихся к задаче «изопериметров», напечатанный в «Трудах» Петербургской академии наук в 1850 году, принадлежит в равной мере механике и вариационному исчислению. В силу такого подхода исследования Остроградского по механике значительно обогатили и развили понимание вариационных принципов, прежде всего, с математической точки зрения. Поэтому интегрально-вариационный принцип, сформулированный Гамильтоном, справедливо называется принципом Гамильтона-Остроградского.

Его труды по механике, включая «Лекции по аналитической механике» и «Курс небесной механики», явились фундаментом, на котором строилась и развивалась русская школа в области механики. Работы Остроградского по математическому анализу в большинстве случаев вызваны его исследованиями по математической физике и механике: они дают решение математических вопросов, поставленных теоретическим естествознанием того времени. Так, в связи с исследованиями вопросов распространения тепла в твердом теле он получил знаменитую формулу, вошедшую теперь во все учебники математического анализа под именем формулы Остроградского-Грина. В настоящее время эта формула играет огромную роль в математической физике, векторном анализе и других разделах математики и ее приложений.

Не будет преувеличением сказать, что Михаил Остроградский внес выдающийся вклад и в область математического анализа. Его результаты вошли в современную математику в качестве существенной и неотъемлемой ее части и представляют собой то необходимое оружие, без которого математика уже не может обойтись.

В круг интересов Михаила Остроградского входили также и алгебра, и теория чисел, и теория вероятностей. По словам Николая Жуковского, «в творениях М.В. Остроградского нас привлекает общность анализа, основная мысль, столь же широкая, как широк простор его родных полей».

Остроградский оказал неоценимую услугу русской науке, воспитав целую плеяду талантливых учеников, впоследствии ставшие выдающимися представителями русской науки. В их числе И. А. Вышнеградский - основоположник теории автоматического регулирования; Н.П. Петров - создатель гидродинамической теории смазки и автор классических исследований по теории механизмов, А.Н. Тихомандрицкий, Е.И. Бейер, Д.М. Деларю, Е.Ф. Сабинин - профессора математики и многие другие математики и выдающиеся инженеры.

В разные годы Михаил Остроградский преподавал в Офицерских классах при Морском кадетском корпусе, был профессором Института корпуса инженеров путей сообщения, лучшего в то время технического учебного заведения страны. Он читал курс лекций на физико-математическом отделении Главного педагогического института, в стенах которого учились Д.И. Менделеев, Н. А. Добролюбов, И.А. Вышнеградский. С 1841 года преподавал в Офицерских классах Главного артиллерийского и Главного инженерного училищ. Остроградский до конца своей жизни оставался профессором всех этих учебных заведений.

На основе составленных при участии и под руководством Михаила Остроградского учебных планов, программ и конспектов были составлены учебные руководства по математическим наукам для военно-учебных заведений. В 1852 году вышли в литографированном издании лекции по аналитической механике, которые читал Остроградский в Главном педагогическом институте. Эти лекции имели большое значение для распространения физико-математических наук в России. Изложение Остроградского во многом оригинально. Он искал в механике наиболее простых и общих принципов, позволяющих доказывать ее теоремы наиболее изящно, кратко и просто.

Студенты с восторгом встретили новый курс Остроградского. Один из слушателей Института инженеров путей сообщения В.А. Панаев, впоследствии крупный инженер, вспоминал: «Сочинение, которым Остроградский обессмертил себя, разрешив основной вопрос самой высшей мировой науки о движении, не разрешенный до того ни одним из прежних великих геометров, чем и короновал эту науку окончательно, и такой-то классический труд в цельном виде, отдельным сочинением, которого ждал ученый мир с нетерпением, в печати не появилось. Отчего же не появилось это сочинение? Все по той же причине: у Остроградского не было материальных средств».

Михаил Остроградский написал так же несколько учебных пособий и трехтомное «Руководство начальной геометрии». Он был решительным сторонником введения в старших классах средних школ идеи функции и начал анализа. По его инициативе в 1850 году в кадетских корпусах были введены элементы высшей математики. Михаил шел еще дальше и утверждал, что основные понятия высшей математики должны стать достоянием широких кругов грамотных людей. Остроградский настойчиво добивался, чтобы преподавание математики и механики было увязано с физикой и естествознанием. Таким образом, есть все основания заключить, что в ряде пунктов Остроградский предвосхитил идеи известного международного движения за реформу преподавания, возникшего в XX веке.

Педагогические интересы Остроградского не ограничивались лишь вопросами методики преподавания математики. Его глубоко интересовали и общие проблемы воспитания и образования, которыми он особенно Увлекался в последние годы своей жизни. Примечательно в этом отношении его сочинение «Размышления о преподавании», написанное совместно с французским математиком А. Блумом. Высказанные в нем идеи настолько свежи, интересны, что, появись эта брошюра в наши дни, она была бы воспринята читателем как увлекательное педагогическое сочинение, толкующее о вполне современных педагогических проблемах.

Интенсивная деятельность Остроградского продолжалась в Академии наук свыше тридцати лет; за это время в каждом томе «Записок» Академий были помещены его мемуары. Содержание этих мемуаров предварительно докладывалось на собраниях Академии.

Михаил Остроградский давал отзывы на присылавшиеся в Академию исследования, читал циклы публичных лекций. Ученый принимал деятельное участие в работе разнообразных комиссий Академии наук: по введению григорианского календаря и по астрономическому определению мест империи, по исследованию возможности применения электромагнетизма для движения судов по способу, предложенному Б.С. Якоби, по введению в России десятичной системы мер, весов и монет и других.

(1801-1862) - российский математик и механик, академик Петербургской АН (1830). Сформулировал общий вариационный принцип для неконсервативных систем. Родился 24 сентября 1801 года. Скончался 1 января 1862 года.

Труды по математическому анализу, математической физике, аналитической и небесной механике, гидромеханике, теории упругости, баллистике.

Михаил Васильевич Остроградский родился в деревне Пашенной Кобелякского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика.

В 1816 году Миша поступил на физико-математическое отделение Харьковского университета и вскоре стал удивлять всех своими необыкновенными успехами в изучении математики. На Михаила обратил внимание ректор университета, профессор Т.Ф.Осиповский - талантливый математик и выдающийся педагог. Он расположил к себе многообещающего юношу и руководил его занятиями. В октябре 1818 года Остроградский окончил Харьковский университет, а 1820 году он успешно сдал экзамены на звание кандидата наук. Перед ним, казалось, открывалась прямая дорога к университетской профессуре.

Однако ученой степени Остроградский не получил, и причиной тому послужила острая идейная борьба, развернувшаяся в Харьковском и других университетах России, вызванная наступлением реакции в последние годы царствования Александра I . Первыми жертвами реакции стали просвещение и университеты.

(1801-1861) русский математик

Михаил Васильевич Остроградский родился в 1801 году в деревне Пашенной Кобелякского уезда Полтавской губернии в семье помещика. В 1816 году он поступает в Харьковский университет, а в 1820 году сдает кандидатские экзамены. Перед ним открывается перспектива профессорской деятельности. Но в Харьковском университете идейная борьба выходит на первый план, в результате чего самый талантливый студент оказался не нужен университету. Он решил попытать счастья за границей.

В 1822 году Михаил Остроградский отправляется во Францию, слушает лекции в Политехнической школе и в Сорбонне. Михаил напряженно работает, и через несколько лет жизни в Париже Академия наук дает блестящие отзывы о работах молодого русского математика. Французская Академия издает одну из его работ по гидродинамике. Высоко отозвался о работах своего молодого ученика и сотрудника знаменитый О. Коши. Кроме того, Остроградский познакомился с работами и других знаменитых французских математиков - П. Лапласа, Ж. Фурье.

Через 6 лет он возвратился в Петербург. Учеба и работа в Париже придали блеск уже первым трем его работам, представленным Академии наук. В 1828 году он был избран адъюнктом по прикладной математике, в 1830 году - экстраординарным профессором и в 1831 году - ординарным профессором, членом Петербургской Академии наук.

Педагогическая деятельность Михаила Васильевича Остроградского началась в 1828 году, он читал лекции в Морской академии, затем в институте путей сообщения, Главном инженерном и Главном артиллерийском училищах, в Главном педагогическом институте. Он курирует преподавание математических дисциплин в России во всех военно-учебных заведениях. В Академии наук Остроградский сделал 85 научных сообщений, работал в комиссиях по введению григорианского календаря и десятичных мер, по водоснабжению Петербурга, по баллистике и других.

Основные его работы совершены в области математического анализа, теории чисел, теории вероятностей. Михаил Остроградский еще в 1826 году решил важную задачу о распространении волн на поверхности жидкости, наполняющей бассейн в форме круглого цилиндра. Но ключевой является другая его работа - выведение формулы преобразования интеграла по объему в интеграл по поверхности (1828, 1834), которая до сих пор носит его имя.

Педагогические взгляды Михаила Остроградского - это тема особого разговора. По сути дела, это была реформа математического образования, и это произошло в России (и в мире) только через 150 лет: введение анализа в старших классах средних школ, применение в физике математических методов и наглядность преподавания математики в начальной школе. Его работа «Размышления о преподавании» актуальна и в наши дни.

Михаил Васильевич Остроградский - основатель русской школы механики. Он был избран членом-корреспондентом Французской Академии наук, американской Академии наук, академий в Риме и Турине. Остроградский скончался 1 января 1862 года.