Закупки мтр что. Оптимизация планирования потребности в мтр и услугах. Контроль и оценка работы менеджеров

    Материально-технические ресурсы - сырье, материалы, узлы, детали, запасные части, заготовки, комплектующие и другие изделия отраслевого и межотраслевого назначения... Источник: СОГЛАШЕНИЕ О СОЗДАНИИ РЕЗЕРВОВ РЕСУРСОВ И ИХ ЭФФЕКТИВНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОЙ… … Официальная терминология

    материально-технические ресурсы (МТР) - 3.1 материально технические ресурсы (МТР): Продукция производственно технического назначения, используемая в производственной и инвестиционной деятельности ОАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций. Источник …

    материально-техническая база - сельского хозяйства СССР, совокупность материальных, вещественных элементов производительных сил (средств производства) в сельском хозяйстве. Представлена материально биологическими (земля, продуктивный и рабочий скот, многолетние насаждения и др … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

    ресурсы здравоохранения - Это людские, материально технические и финансовые ресурсы. [Англо русский глоссарий основных терминов по вакцинологии и иммунизации. Всемирная организация здравоохранения, 2009 г.] Тематики вакцинология, иммунизация EN health resources … Справочник технического переводчика

    СТО Газпром 2-1.16-055-2006: Контроль качества и приемка материально-технических ресурсов для ОАО "Газпром" на предприятиях-изготовителях. Основные положения - Терминология СТО Газпром 2 1.16 055 2006: Контроль качества и приемка материально технических ресурсов для ОАО "Газпром" на предприятиях изготовителях. Основные положения: 3.12 выборочный контроль: Проверка продукции с использованием… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ЭКОНОМИСТ ПО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ СНАБЖЕНИЮ - Должностные обязанности. Осуществляет работу по обеспечению предприятия всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами (сырьем, материалами, полуфабрикатами, топливом, комплектующими изделиями, инструментом,… … Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

    СП 11-112-2001: Порядок разработки и состав раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" градостроительной документации для территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований - Терминология СП 11 112 2001: Порядок разработки и состав раздела "Инженерно технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" градостроительной документации для территорий городских и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Норильский никель - (Norilsk Nickel) Компания Норильский никель, история компании, деятельность компании Компания Норильский никель, история компании, деятельность компании, руководство компании Содержание Содержание Определение Миссия и стратегия История Слияния… … Энциклопедия инвестора

    ПРОГРАММА - 5.4.16. ПРОГРАММА Данные, предназначенные для управления конкретными компонентами системы обработки информации в целях реализации определенного алгоритма ГОСТ 19781 Источник: РМ 4 239 91: Системы автоматизации. Словарь справочник по терминам.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    проект - 4.29 проект (project): Попытка действий с определенными начальными и конечными сроками, предпринимаемая для создания продукта или услуги в соответствии с заданными ресурсами и требованиями. Примечание 1 Адаптировано из ИСО 9000:2005. Примечание 2 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книги

  • , Улумбекова Гузель Эрнстовна , Во втором издании монографии представлен анализ демографических показателей и показателей здоровья населения с 1970 по 2014 г. Проанализирована деятельность системы здравоохранения РФ:… Категория: Другое Издатель: ГЭОТАР-Медиа , Купить за 1586 руб
  • Здравоохранение России. Что надо делать , Улумбекова Гузель Эрнстовна , Во втором издании монографии представлен анализ демографических показателей и показателей здоровья населения с 1970 по 2014 г. Проанализирована деятельность системы здравоохранения РФ:… Категория:

Процесс материально-технического снабжения (МТС) имеется абсолютно во всех компаниях вне зависимости от форм собственности и видов деятельности. Разница, как говорится, в деталях. Где-то закупают раз в год канцелярские принадлежности и пакетики с чаем, где-то в этот процесс вовлечены сотни людей и бюджет на закупку материально-технических ресурсов (МТР) исчисляется миллиардами рублей.

При всем богатстве спектра предприятий, где актуальна проблема автоматизации процесса МТС, в данной статье хочется сфокусироваться на предприятиях определенного типа. Остановимся на предприятиях, где значительная часть расходов на МТС связана с обеспечением проведения ремонтных работ. Для такого типа предприятий крайне важно, чтобы автоматизация МТС была тесно увязана с автоматизацией управления процессом технического обслуживания и ремонта (ТОиР). Это крайне важно, поскольку позволяет не только увязать объем плановых работ и требуемые МТР, но и иметь инструмент, позволяющий оперативно пересчитывать плановую потребность в МТР при изменении объемов работ, и наоборот . В идеальном варианте оба процесса, МТС и ТОиР, должны быть автоматизированы в рамках единой информационной системы управления, построенной на основе программного обеспечения класса EAM (Enterprise Asset Management - управление основными фондами предприятия) или ERP (Enterprise Resource Planning - планирование ресурсов предприятия). Далее мы будем рассматривать вариант использования EAM-системы, опираясь на опыт нашей деятельности в этой области.

Итак, рассмотрим автоматизацию процесса МТС. Что же характерно для этого проекта? Планируя внедрение EAM-системы на предприятии, чаще всего имеют в виду в первую очередь автоматизацию собственно процессов ТОиР, особенно это касается предприятий, где «ремонтный» бюджет составляет до 30% всех расходов. Задача автоматизации материально-технического снабжения и управления складским хозяйством отходит на «второй» план .

Но в то же самое время, одной из целей автоматизации ТОиР является возможность получить ответ на вопрос: «Куда мы тратим деньги ремонтного фонда?». Без учета процессов МТС ответить будет невозможно, так затраты на приобретение материалов и запасных частей являются важнейшей составляющей затрат.

Задаваясь простой целью - «указывать перечень и количество использованных запасных частей и материалов в каждом отчете по выполненной работе», неминуемо сталкиваешься с целым ворохом проблем: материалы и запчасти должны указываться только те, что были выданы подотчетным лицам в производство - как их идентифицировать и соотнести с каждой работой, при том, что работ на крупном предприятии выполняется многие десятки тысяч в год? какую цену учесть по каждой из позиций? как учесть количество материалов, которые были использованы по частям на несколько работ? (весов ремонтники с собой не носят, сколько смазки ушло на каждую, скажем, арматуру, не измеряют) и т.д.

И это только верхушка айсберга . Видится следующий перечень типовых задач, которые можно отнести к функциональному блоку МТС на промышленном предприятии:

  • Автоматизация заявочной кампании по заказу МТР. Обеспечение возможности прослеживания связки «позиция заявки - конкретная работа».
  • Автоматизация складского хозяйства на всех уровнях, от центральных складов, до цеховых кладовых и подотчетных лиц.
  • Организации процесса проведения закупки МТР.

Какие же свойства системы позволят успешно решить вопросы автоматизации МТС? Прежде всего, система должна иметь единый справочник МТР, общий для всех подсистем или приложений информационной системы, в том числе модулей, реализующих функции управления ТОиР, складом и снабжением. Справочник должен быть интегрирован со смежными системами (бухгалтерской, например). Тут же возникает вопрос о том, где именно должен вестись этот справочник. В системе управления ТОиР справочник МТР используется для подробного описания реального состава эксплуатируемого оборудования, и по этой причине номенклатура справочника здесь обычно шире, чем, например, в бухгалтерской системе. Последняя использует только ту номенклатуру, которая когда-либо была оприходована на складах. Поэтому, логичнее всего, чтобы именно справочник системы ТОиР (EAM-системы), был «основным», а справочники в «смежных» системах синхронизировали весь справочник, либо только «свою» часть. Поскольку разные категории МТР описываются разным набором характеристик, необходимо, чтобы при учете МТР их можно было разделить на категории, назначив для каждой из них свой набор обязательных атрибутов. Сюда же можно отнести возможность указания состава материалов, из которых изготовлено МТР, особенно это касается содержания драгметаллов. Имея такую возможность легко организовать учет содержания драгметаллов и получать необходимую аналитику по их движению.

Следующее важное свойство системы связано с возможностью связывать ремонтные работы (запланированные и выполненные) с позициями документов снабжения ресурсами. Это особенно важно при формировании заявки на МТР на предстоящий период, например годовая заявочная кампания, когда под план работ/мероприятий необходимо заказать МТР. Критерий оптимальности годовой заявки на МТР можно сформулировать так: «а) нет запланированных работ, для которых не заказано необходимое количество МТР, б) в годовой заявке нет МТР, которые были бы не привязаны к конкретной работе/мероприятию». Поскольку процесс формирования годовой потребности в МТР чаще всего носит итеративный характер, когда подразделениям приходится «вписывать» свою заявку в заданный бюджет, корректировку заявки желательно делать, редактируя именно объемы работ, с возможностью автоматически пересчитывать необходимый объем МТР. А для этого как раз и нужна связка «МТР-работа» - если секвестируется состав работ, то это должно сопровождаться корректным изъятием из заявки соответствующих МТР.

Еще одна возможность повысить эффективность процесса МТС - дать возможность согласовывать снабженческие документы в электронном виде. Все документы МТС, участвующие в документообороте на предприятии можно разделить на две категории: документы, где необходимы «живые» подписи и те, которые относятся исключительно к внутреннему документообороту и не требуют обязательного наличия «живых» подписей. К первым относятся все «первичные» документы, касающиеся прихода, перемещения и списания МТР. На основании этих документов делает проводки бухгалтерия на предприятии. Ко вторым относятся документы, которые не являются основанием для проводок в бухгалтерии, например, годовые заявки на МТР, заявки на получение МТР со складов и т.д. В информационной системе МТС должна быть возможность ввести и настроить любое количество типов документов, а так же настроить цепочки для согласования по каждому из них (рис. 1). Для документов, не требующих наличия «живых» подписей, такое согласование может исключить необходимость иметь распечатанные «твердые» копии документов из системы, а для документов, где «живые» подписи необходимы - перенести процесс печати твердой копии и сбор подписей на момент, когда в электронном виде документ уже согласован. Этот вариант не исключает необходимости иметь «твердую» копию, но эффективность процесса согласования возрастает. Согласование документов в электронном виде дает возможность оперативно получить всю необходимую справку по МТР, содержащимся в документе. Для документов на списание это может быть перечень работ, при выполнении которых были использованы данные МТР, для документов на перемещение это могут быть заявки на получение МТР и остатки по данной позиции МТР по всем складам компании и т.д.

Рис. 1. Типы документов, настройка цепочек согласования

В ходе автоматизации процессов МТС неизбежно появляется необходимость изменения принятых на предприятии практик. Только изменив процессы, с учетом появившихся новых возможностей можно получить максимальный эффект от автоматизации. Суть и глубина этих изменений очень разнятся от предприятия к предприятию и говорить можно только о примерах, которые могут проиллюстрировать это, но не факт, что они будут соответствовать ситуации на любом приедприятии.

Практически все изменения в процессах МТС на предприятии в результате внедрения автоматизированной системы напрямую связаны с теми возможностями, которая дает система:

  • Единое информационное пространство - есть возможность вести единый справочник цен на предприятии, который используется для оценки всех заявок на МТР. В подразделениях нет необходимости заниматься поиском цен. Расценка заявок происходит автоматически, без необходимости искать информацию по каждой позиции.
  • Согласование документов МТС в электронном виде - исключение из некоторых цепочек бумажных копий документов, которые неудобно анализировать и редактировать.
  • Каждой плановой работе сопутствует информация о необходимых для ее выполнения МТР. Заказ МТР по плану работ может быть сделан сразу на все предприятие - нет необходимости проводить процедуру сбора информации от каждого из подразделений в отдельности, а потом «суммировать» документы.
  • Списание МТР от работ - списание МТР происходит только при выполнении конкретных работ, в том числе и с разбивкой по инвентарным номерам, что обычно составляет «головную боль» бухгалтерии.

Это самые очевидные изменения процессов. Кроме оптимизации процессов важен и фактор повышения качества процессов. В частности, оперативность получения информации является одним из важнейших показателей качества, а его достижению служит наличие единого справочника МТР, который используется во всех подсистемах информационной системы управления. Таким образом, если в ремонтном подразделении заказывают какую-то запчасть, то можно быть уверенным, что эта позиция заявки не потеряет все необходимые атрибуты, которые идентифицируют ее. Яркий пример - необходимый класс точности подшипника. Зачастую, при бумажном процессе заказа, при сохранении всех остальных атрибутов (марка, тип и т.д.), на каком-то этапе теряется информация о классе точности, в следствие этого в заказ поставщику может не попасть важная характеристика. Либо, если поставщик получил эту информацию, и подшипник корректно закуплен, то информацию о классе точности не укажут при его приходовании на центральном складе, и в подразделении-заказчике могут не узнать, что появилась нужная позиция. Таких примеров можно привести массу.

Для иллюстрации количественных параметров проекта приведем пример автоматизации процессов МТС на Смоленской атомной станции. Внедрение подсистемы МТС здесь стало логическим продолжением и этапом развития корпоративной информационной системы управления техническим обслуживанием и ремонтами «Десна-2», в результате которого подсистема МТС стала неотъемлемой составной частью «Десны-2» . Поэтому опишем кратко весь проект.

Рис. 2. Контроль остатков склада, движения МТР по складам

Проект выполнен на основе EAM-системы TRIM. Масштаб деятельности станции в области ТОиР и МТС определил, соответственно, и масштаб проекта, который можно оценивать как крупный, не имеющий пока аналогов в атомной энергетике России. Временные рамки проекта:

  • 2003 год - начало работ по внедрению информационной системы управления техническим обслуживанием и ремонтами «Десна-2» на Смоленской АЭС.
  • 2005 год - «Десна-2» сдана в эксплуатацию с параметрами: 540 зарегистрированных пользователей, занятых в ТОиР, порядка 300 тысяч единиц оборудования в базе данных. К системе подключены все производственные подразделения (цеха). Открыт путь к тиражу системы на другие АЭС ”Концерна Росэнергоатом”. Начался этап развития системы на САЭС.
  • 2007 год - завершены работы по расширению возможностей системы «Десна-2» в части управления ТОиР, число зарегистрированных пользователей на САЭС с учетом внешних организаций, также подключенных к системе, достигло 900. Началось проектирование подсистемы МТС.
  • 2009 год - подсистема ИС МТС сдана в эксплуатацию. За счет подключения пользователей, занятых в обеспечении ТОиР ресурсами, общее их число в системе «Десна-2» достигло 1450, к системе подключены все 62 подразделения САЭС.

Технический проект на ИС МТС был утвержден заказчиком в середине 2008 года. В феврале 2009 года началось тестирование программного обеспечения на предмет его соответствия техническому проекту. В апреле 2009 рабочая группа на САЭС начала подготовку к переходу на ИС МТС. В частности, были приведены в надлежащее состояние справочники МТР, групп товаров и т.д.

В июне-августе 2009 версия подсистема МТС введена в опытную эксплуатацию. В ходе опытной эксплуатации специалисты проведено обучение рабочей группы САЭС, а она, в свою очередь, обучила работе в системе 625 пользователей непосредственно на САЭС. Проведена интеграция с системой бухгалтерского учета «СЕ-2» в части синхронизации справочников, передачи в СЕ-2 документов прихода, перемещения и списания МТР. В промышленную эксплуатацию ИС МТС сдана в декабре 2009 года. К настоящему времени к работе с ней подключены все пользователи, в системе созданы 442 склада - начиная с центральных, цеховых, и заканчивая личными.

Заключение

Эффективность внедрения систем управления МТС широко описана в литературе и статьях по этой тематике. В реальных проектах для крупных предприятий в качестве двух наиболее ощутимых эффектов, которые проявляются одновременно с запуском системы, это «прозрачность» складских запасов (рис. 2) и возможность проследить динамику их изменения. Для предприятий, где на складах накопилось огромное количество МТР это крайне необходимо, чтобы разработать систему мероприятий для уменьшения невостребованных запасов. А работающая система в свою очередь будет способствовать увеличению оборачиваемости складов и уменьшению количества «неликвидов».

Список литературы

1. Озернов В.Н. Российская специфика автоматизации снабжения предприятий транспортной отрасли // Флотэксперт. - 2003. - №4. - С.26-27.

2. Молчанов А.Ю., Озернов В.Н. Как организовать снабжение предприятия с помощью В2В-технологий // Оборудование: рынок, предложение, цены. - 2003. - №5. - С.101-103.

3. Иорш В.И., Антоненко И.Н. Внедрение информационной системы ТОиР: начало пути// Управление производством. - 2009. - № 5-6. - С.33-37.

4. Евстафьев И.Н. Информационные проблемы внедрения систем управления техническим обслуживанием и ремонтами // Автоматизация в промышленности. - 2007. - № 10. - С. 17-20.

5. Антоненко И.Н., Комонюк О.В. Автоматизация технического обслуживания и ремонта на Смоленской атомной станции// Электрические станции. - 2006. -№9. - С. 31-36.

Приёмка материальных ресурсов – одна из важнейших операций в процессе организации строительства. Эту ответственную операцию необходимо проводить путём тщательной проверки количества, комплектности, качества и соответствия проектной документации, поступающей на строительную площадку продукции, а также соответствующим оформлением учётной документации в установленном порядке.

Учёт и контроль в материально-техническом снабжении достигается точной фиксацией наличия, поступления и расходования материалов.

В случае несоответствия прибывших грузов по количеству и качеству по документам поставщиков или транспортной организации должны составляться соответствующие приёмные акты для предъявления претензий поставщику или транспортникам.

Линейным работникам необходимо своевременно оформлять и передавать в бухгалтерию строительной организации документы первичного учёта (приходные и расходные ордера, товаротранспортные накладные, счета-фактуры и др.).

За использование материальных и энергетических ресурсов бухгалтерия строительной организации должна вести систематическое наблюдение и об их расходовании должна предоставлять руководству организации статистические отчёты.

Отпуск строительных материалов на стройку должен производиться на жёсткой лимитной системе. В её основе лежит предварительный обсчёт по рабочей документации и утверждённым производственным нормам расхода необходимое количество материалов на исполнение того или иного проекта. Работники УПТК(Управление Производственно-Технологической Комплектации) заносят эти данные в специальную лимитную карту по строительству конкретного объекта, и эта лимитная карта является первичным учётным документом, регламентирующим отпуск материалов на весь период строительства.

Отпуск материалов сверх установленного лимита допускается только с разрешения руководителя строительной организации. Получение такого разрешения связано с необходимостью выявления причин завышения лимита и наложения, в необходимых случаях, наказания на лиц, допустивших перерасход материалов.

В конце каждого месяца начальник участка (прораб) должен представлять в бухгалтерию строительной организации материальный отчёт о расходе строительных материалов в соответствии с выполненными физическими объёмами работ и установленными производственными нормами расхода материалов.

Под отпуском материалов в производство понимается их выдача со склада организации (цехов) непосредственно для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также расход материалов для управленческих нужд организации.

Отпуск материалов на склады подразделений (цехов) организации и на площадки строительства рассматривается как внутреннее перемещение.

По мере отпуска материалов со складов подразделений (цехов) на рабочие места они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат на производство. Стоимость материалов, отпущенных для управленческих нужд, относится на соответствующие счета учета этих расходов.

Первичными учетными документами по отпуску (расходу) материалов со складов организации в подразделения (цеха) организации являются лимитно-заборная карта, требование-накладная, накладная.

Материально-технические ресурсы - это собирательный термин, которым обозначаются предметы труда, используемые в основном и вспомогательном производстве.

Главным признаком классификации всех видов материально-технических ресурсов является их происхождение. Например, получение черных и цветных металлов (металлургия), получение неметаллов (химическое производство), получение изделий из древесины (деревообработка) и др.

Материально-технические ресурсы классифицируются также по назначению в производственном процессе (изготовление полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции).

Для материальных ресурсов вводятся дополнительные классификационные признаки :

  • физико-химические свойства (теплопроводность, теплоемкость, электрическая проводимость, плотность, вязкость, твердость);
  • форма (тела вращения - пруток, труба, профиль, уголок, шестигранник, брус, рейка);
  • габариты (мелкие, средние и крупные размеры по длине, ширине, высоте и объему);
  • физическое (агрегатное) состояние (жидкие, твердые, газообразные).

Материальные ресурсы, в зависимости от их назначения в производственно-технологическом процессе, классифицируются на следующие группы:

  • сырье (для производства материальных и энергетических ресурсов); материалы (для основного и вспомогательного производства);
  • полуфабрикаты (для дальнейшей обработки); комплектующие изделия (для изготовления конечного продукта);
  • готовая продукция (для обеспечения потребителей товарами).

10. Основные направления рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. +

К основным направлениям рационального использования можно отнести :

1.улучшение структуры топливного и топливно-энергетического баланса.

2.более тщательная и качественная подготовка сырья к его непосредственному использованию.

3.правильная организация транспортировки и хранения сырья и топлива - недопущение потерь и снижения качества

4.комплексное использование сырья.

5.химизация производства.

6.использования отходов производства.

7.вторичное использование сырья.

Используемые в промышленности различные виды минерального и органического сырья, как правило, требуют соответствующей подготовки. С этой целью применяются разные виды первичной обработки сырья, которые имеют свои особенности в каждой отрасли промышленности.

К числу основных видов первичной обработки сырья относятся: - обогащение сырья; - предварительная чистка и стандартизация сырья; - консервирование; - сушка, выдержка.

Динамика эффективности материалопотребления и уровень материалоемкости продукции формируется под воздействием многочисленных факторов, которые классифицируется:

Внешние факторы :

1. государственное регулирование ресурсосбережения - налоговая система, система ценообразования, амортизационная политика, финансово-кредитная политика, стандартизация.

2. конъюнктура рынка - предложение и цены на материальные ресурсы, спрос и цены на продукцию предприятия, конкуренция.

3. научно-техническое развитие - выражается в появлении новых материалов, новых технологий, новой техники.

4. общеэкономические факторы - влияют на стратегию деятельности предприятия в целом

5. прочие факторы - экологические, природно-климатические и т.д.

А. Рикошинский

Производственные запасы представляют собой находящиеся на складах потребителей средства производства, предназначенные для производственного потребления, но еще не вступившие в технологический процесс. Задачи формирования рационального уровня запасов обычно занимают одно из главных мест в системе управления материально-техническим обеспечением крупных компаний.

Стратегические решения в этой области оказывают большое влияние на решение таких вопросов, как определение объема и сроков закупок, организация товародвижения (материалопотоков), размеры оборотных средств и организация системы финансирования хозяйственных подразделений компании. Отметим, что при принятии решений о доставке, организации складирования или проведении закупок материально-технических ресурсов (МТР), осуществляемых различными службами компании, важно исходить из единого понимания стратегии компании, которая должна включать в том числе мероприятия по рационализации системы материальных запасов.

Очевидно, что создание материальных запасов всегда сопряжено с расходами. Выделим основные виды затрат, связанных с созданием и содержанием запасов:

  • отвлечение собственных и заемных финансовых средств на формирование оборотного капитала, что по существу означает их временное омертвление;
  • расходы на содержание специального оборудования, помещений;
  • оплата труда специального персонала подразделений, занимающихся вопросами снабжения и организации доставки материальных ресурсов.
    Отсутствие запасов может привести к еще большим затратам (потери от дефицита запасов). К основным видам затрат, связанных с отсутствием запасов, относятся:
  • потери от простоя производства (в том числе потери от задержки ввода в эксплуатацию производственных объектов);
  • дополнительные затраты на закупку, включая доставку, мелких партий по более высокой цене или использование более дорогих видов транспорта (например, авиации) для срочного удовлетворения потребности в МТР.

Таким образом, основная роль запасов материально-технических ресурсов (МТР) проявляется в обеспечении их наличия как по ассортименту, так и по количеству для производственно-эксплуатационных нужд компании и для непредвиденных потребностей. Для этого создаются целевые запасы следующих видов: технологический, текущий, резервный или запас в ожидании каких-либо событий. Для эффективного управления запасами МТР в настоящее время разработано много подходов, направленных на сокращение расходов по их формированию. В общем случае процесс управления запасами заключается в решении двух основных задач: определение размера необходимого запаса МТР, т. е. нормы запаса МТР в каждом звене логистической цепи, и создание системы контроля за фактическим размером запаса и своевременным его пополнением в соответствии с установленной нормой и потребностями.

При определении норм запасов МТР используют три группы методов:

  • эвристические методы (опытно-статистические методы);
  • методы технико-экономических расчетов;
  • экономико-математические методы.


Управление запасами, наряду с нормированием, предусматривает организацию контроля их фактического состояния, т. е. изучения и регулирования уровня запасов МТР с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия оперативных мер по их ликвидации. Необходимость контроля состояния запасов обусловлена повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами. Контроль (мониторинг) за состоянием запаса может проводиться на основе данных учета запасов, переписей МТР, инвентаризации или по мере необходимости. На практике применяются различные методы контроля, но наиболее часто встречаются два метода, а остальные являются их вариантами:

  • система контроля за состоянием запасов с фиксированной периодичностью заказа;
  • система контроля за состоянием запасов с фиксированным размером заказа.

Сравнительные характеристики основных методов контроля приведены в табл.1.

После выбора системы пополнения запасов определяется величина заказываемой партии МТР, а также интервал времени, через который повторяется заказ. Приведем основные параметры, необходимые для расчета пополнения запасов (табл. 2).

Таблица 2
Параметр Размерность Источник информации
Потребность количество Исходные данные
Интервал времени между заказами дни Исходные данные
Время доставки дни Исходные данные
Возможная задержка поставки дни Исходные данные
Ожидаемое дневное потребление кол-во/дни Исходные данные
Ожидаемое потребление за время поставки кол-во Расчет
Максимальное потребление за время поставки кол-во Расчет
Гарантийный запас кол-во Расчет
Пороговый уровень запаса кол-во Расчет
Желательный максимальный запас кол-во Расчет
Размер заказа кол-во Расчет

Для оценки процесса управления запасами используются следующие критерии (в скобках указаны направления их изменения с целью повышения эффективности управления):

  • норма страхового запаса по объектам управления запасами (снижение);
  • норма готовности к поставке по объектам управления запасами (повышение);
  • совокупный объем запасов (снижение).

Для формализации функций и их ролей в процессе управления запасами и более полного их представления рассмотрим ключевые уровни управления процесса с их целями и функциями (табл. 3).

Таблица 3
Ключевые уровни управления Цель уровня управления Функции
Уровень стратегического управления Организация управления, построенная так, чтобы обеспечивался непрерывный процесс снабжения основного производства необходимыми запасами МТР в оптимальном количестве и заданного качества и при минимальных издержках обращения Разработка политики запасов МТР (принципы, критерии, функции, ресурсы)
Обеспечение автоматизации процесса управления запасами, создание базы данных имеющихся запасов МТР
Определение принципов нормирования запасов
Определение принципов контроля запасов
Выделение категории МТР с требованиями поставок по принципу «точно в срок»
Оценка эффективности бизнеспроцесса «Управление запасами»
Уровень управления по категориям ресурсов Поддержание необходимого уровня запаса по каждой категории МТР Ранжирование единиц учета запасов
Обоснование методов расчета запасов МТР
Уровень оперативного управления Осуществление и поддержка принятия решений согласно политике запасов по каждой конкретной категории МТР Определение величины необходимого запаса МТР с помощью разработанных методов расчета
Классификация запасов МТР (время, местонахождение, номенклатура и т. д.)
Мониторинг количества запасов
Перераспределение излишков запасов МТР
Формирование норм запасов МТР (как функций места, времени, номенклатуры)
Создание и размещение запасов
Уровень ежедневных транзакций Четкое исполнение разработанных правил ведения запасов МТР Нормативное пополнение запасов
Расчет размера заказа
Определение интервала времени между заказами
Учет текущего уровня запасов МТР на складах

Отметим, что на уровне предприятия запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом. На каком уровне будет приниматься решение о создании (или не создании) запасов и кем будет осуществляться процесс управления запасами – основная задача, которую необходимо решать.


Управление запасами связано с рационализацией схем доставки МТР к месту потребления, к определению логистических каналов материалопотока. Выбор и организация материалопотоков являются существенным резервом для повышения эффективности логистических процессов. В качестве примера приведем принципиальную схему логистических каналов движения МТР (варианты логистических каналов движения МТР приведены на представленной ниже схеме, их анализ – в табл. 4). Подразумевается, что Склад № 1 располагается в районе получения МТР (внешний вход в логистический канал), т. е. получает продукцию от поставщика, а Склад № 2 расположен ближе к конечному получателю (потребителю) МТР.


Таким образом, организация оптимальной системы распределения МТР зависит от числа складов в логистическом канале и их специализации. Складская система оказывает существенное влияние на издержки в процессе доведения МТР до получателей, а через них – на конечную стоимость получаемых МТР.

Таблица 4
Логистический канал Преимущества Недостатки
1…5 Укрупнение поставок по номенклатуре склада. Получение лучшей цены у производителя МТР Недостаточный сервис для Получателя МТР в части ассортимента и доставки
2 Самая низкая стоимость МТР Для получения лучшей цены каждому Получателю необходимо покупать большие партии, что, скорее всего, для него неприемлемо.
Самые большие затраты на оформление заказов и поставок
3…6 Удовлетворительный сервис для получателя Размер заказа может оказаться недостаточным для получения лучшей цены у Производителя; низкая надежность поставок Производителей МТР и, как следствие, увеличение страхового запаса МТР
1…4…6 Лучший сервис для получателя в части ассортимента и размера партии Самая высокая цена на МТР, канал включает двух посредников

Усиление централизации управления позволяет улучшить критериальные оценки системы складского хозяйства и является одним из существенных резервов повышения эффективности системы управления. Управление запасами также теснейшим образом связано с организацией транспортных перевозок. Для этого необходимо решить ряд задач, список которых в укрупненном виде приведен ниже:

  • оптимизация транспортных систем, в том числе создание, оценка транспортных коридоров и цепей;
  • планирование транспортных процессов на различных видах транспорта, выбор оптимального решения в случаях смешанных перевозок;
  • выбор вида и типа транспортного средства;
  • определение и согласование транспортных тарифов.


Кроме того, следует учитывать и то, что перевозка МТР является одним из ключевых элементов расходов в деятельности компании и ею необходимо управлять в целях минимизации издержек при сохранении необходимых параметров транспортных услуг. Основным фактором при определении выбора той или иной транспортной цепочки является необходимый срок поставки МТР, далее следуют транспортные расходы, надежность и качество обслуживания, размер поставки, время перевозки, тип перевозимых МТР, возможность порчи и набор предоставляемых услуг.

Для рационального управления запасами немаловажна и организация контроля их состояния. Получаемая информация должна отвечать следующим требованиям:

  • своевременно отражать сведения о величине запасов и отклонений от норм;
  • включать все необходимые данные о состоянии процесса движения каждого материала, входящего в МТР (поступление, расход);
  • стоимость сбора и обработки необходимых сведений должна быть минимальной.

Поведем итог сказанному выше. Недостаток запасов часто приводит к нарушению ритмичности производства, снижению производительности труда, перерасходу материальных ресурсов из-за вынужденных нерациональных замен и повышению себестоимости выпускаемой продукции, не позволяет обеспечить бесперебойный процесс отгрузки готовой продукции (что соответственно уменьшает объемы ее реализации), снижает размер получаемой прибыли и приводит к потере потенциальных покупателей. В то же время наличие неиспользуемых запасов замедляет оборачиваемость оборотных средств, отвлекает из оборота материальные ресурсы, снижает темпы воспроизводства и ведет к большим издержкам по содержанию самих запасов. Функционирование предприятия при относительно высоком уровне у него запасов становится попросту неэффективным, ведь в этом случае растут дополнительные издержки по содержанию запасов, увеличивается себестоимость продукции и снижается ее конкурентоспособность. В условиях рыночной экономики вопросы рациональной и эффективной организации процессов управления и контроля движения МТР приобретают особую актуальность. Правильный подход к их решению необходим для оптимизации уровня и эффективного использования запасов, для минимизации вложенных в них оборотных средств, а следовательно, для повышения доходности функционирования любого предприятия.