Карманный кондиционер своими руками. Самодельный кондиционер для охлаждения воздуха. Кондиционер из емкости, вентилятора и льда своими руками

Далеко не все люди спокойно переносят летнюю жару, находясь внутри закрытых помещений. У многих она отрицательно влияет на работоспособность, снижает аппетит и ухудшает самочувствие. Решение проблемы - установка кондиционера либо сплит-системы, но в силу разных причин этот вариант доступен не каждому.

Поэтому смекалистые домашние мастера придумали несколько способов, как с минимальными финансовыми затратами и с помощью подручных средств изготовить кондиционер самостоятельно. Тем, кто сильно страдает от жары, предлагается рассмотреть эти способы, выбрать подходящий и смастерить охладитель своими руками.

Чтобы выявить сильные и слабые стороны самодельных охладителей, для начала не помешает разобраться в устройстве традиционных сплит-систем и понять, как они работают. Такая климатическая установка состоит из нескольких деталей и агрегатов:

  • наружный и внутренний радиатор, называемый теплообменником;
  • радиаторы соединены между собой медными трубками, где циркулирует газообразное вещество - фреон (техническое название - хладагент);
  • на одной магистрали установлен компрессор, создающий избыточное давление и заставляющий фреон двигаться по трубкам и конденсироваться;
  • во вторую магистраль врезан специальный расширительный клапан.

Устройство сплит-системы

Хладагент постоянно движется по замкнутому контуру, испаряясь в одном теплообменнике и конденсируясь в другом. Алгоритм переноса тепла выглядит так:

  1. Во внутренний радиатор (он же - внутренний модуль сплит-системы) фреон попадает в жидком виде. Поток комнатного воздуха, нагнетаемого вентилятором, проходит сквозь рёбра теплообменника, отчего хладагент нагревается и испаряется. В этот момент происходит интенсивный отбор теплоты из воздушной среды помещения.
  2. Дальше газообразный фреон попадает в компрессор, повышающий его давление. Цель - сжать вещество до такой степени, чтобы оно сконденсировалось в уличном радиаторе, где температура ещё выше, чем в комнате.
  3. Попадая во внешний теплообменник, обдуваемый своим вентилятором, хладагент переходит в жидкое состояние и движется по трубке обратно в помещение. В момент перехода он отдаёт уличному воздуху забранное из комнаты тепло.
  4. На обратном пути жидкий фреон проходит сквозь расширительный клапан, понижающий давление, чтобы он мог испариться во внутреннем радиаторе. После чего цикл повторяется.

Схема работы кондиционера

Как видите, устройство заводского кондиционера и принцип действия довольно сложный. Реализовать его в домашних условиях может технически грамотный специалист в данной области, но не рядовой пользователь. Да и на запчасти придётся потратиться. Самодельные конструкции охлаждающих устройств гораздо проще и дешевле в изготовлении.

Из подручных средств и материалов домашние мастера изготавливают следующие разновидности охладителей воздуха:

  • устройства, работающие на холодной воде;
  • аппараты, добывающие холод изо льда;
  • самодельные кондиционеры из переносных или старых бытовых холодильников.

В первых двух вариантах источником холода служит вода и лёд, обдуваемые простым осевым вентилятором от какого-нибудь бытового прибора (например, компьютера). Третий способ позволяет собрать устройство, близкое по принципу действия к полноценному кондиционеру, но с определёнными ограничениями. Как эти варианты реализуются технически, стоит рассмотреть подробнее.

Агрегаты подобного типа действуют по старому проверенному на практике принципу и по конструкции идентичны промышленным калориферам, иначе - водяным тепловентиляторам.

Суть в том, что вода необходимой температуры пропускается через радиатор, обдуваемый снаружи вентилятором.

Воздух, проходящий сквозь рёбра теплообменника, охлаждается на 5-15 °С в зависимости от температуры проточной воды.

Обратите внимание

Комплектующие для сборки кондиционера

Чтобы изготовить импровизированный кондиционер зима - лето в домашних условиях, вам понадобится:

  • радиатор системы охлаждения автомобиля в исправном состоянии;
  • напольный бытовой вентилятор с большой крыльчаткой;
  • пластиковый или металлический поддон с низкими бортиками, равный по длине размеру радиатора;
  • корпус, куда можно встроить перечисленные элементы (например, от старого телевизора);
  • соединительные шланги и переходники;
  • хомуты и крепёж.

Радиатор и вентилятор помещаются в корпус от телевизора

К радиатору нужно подключить шланги для воды

Корпус для охладителя и поддон вы можете изготовить сами из материалов, имеющихся в домашнем хозяйстве. Назначение последнего - сбор конденсата, образующегося на рёбрах радиатора от разницы температур проходящего потока и циркулирующей воды. Сборка выполняется в таком порядке:

  1. Проверьте автомобильный радиатор на герметичность, при необходимости запаяйте места протечек либо заделайте холодной сваркой. Затем установите его корпус и прикрепите с помощью стальных уголков и саморезов (болтов).
  2. Снизу под радиатором прикрепите поддон. Если бортики выйдут чересчур низкие и ёмкость станет быстро наполняться конденсатом, то приделайте к ней трубку для отведения воды в канализацию.
  3. Сзади теплообменника установите крыльчатку вентилятора, отделив её от стойки с кнопками управления.
  4. К патрубкам радиатора приделайте шланги для подачи и отведения воды. На этом сборка окончена.

Под радиатором должен стоять поддон для конденсата

Для запуска самодельного кондиционера подключите вентилятор к электросети, а шланги - к источнику холодной воды. Таковым может служить домашний водопровод либо насос, поднимающий воду из колодца или скважины.

Последние 2 варианта предпочтительнее, поскольку температура подземных водоносных горизонтов как раз приемлемая - 8-14 °С. Обратку направьте в канализацию, большую сборную бочку либо используйте для полива огорода.

В гараже всю систему можно просто прикрепить к стене

Само по себе приспособление не способно охлаждать помещение. Поэтому оно нуждается в небольшой доработке. Для изготовления такого кондиционера понадобятся следующие составляющие:

  • простой вентилятор;
  • емкость, которая наполнена прохладной водой;
  • полотенце или любое другое похожее изделие из ткани;
  • проволока;
  • корпус.

Цельную конструкцию необходимо разместить в оконной форточке. Работать она будет следующим образом. Вентилятор заставляет воздух двигаться в определенном направлении, где находится полотенце, свисающее с проволоки. Часть тканевого изделия должна быть опущена в наполненную жидкостью емкость. Благодаря такому размещению воздух постепенно начнет охлаждаться.

Такой самодельный кондиционер, сделанный своими руками в домашних условиях, даже может иметь разные режимы установки температуры. Для этого необходимо встроить скоростной тип переключения вентилятора и установить лампы накаливания.

При интенсивной работе устройство будет расходовать примерно 1 л воды за час. Этот вариант охладителя воздуха понравился многим благодаря тому, что в процессе своего функционирования он не создает раздражающих шумов.

Без проблем смогут сделать домашний кондиционер те, у кого дома есть лишний холодильник или морозильная камера. Оба прибора идеально подходят для освежения воздуха в комнате.

Морозильную камеру необходимо установить в проеме для окна, тщательно изолировав абсолютно все отверстия и щели. Задняя часть прибора должна выходить наружу, так как именно она выделяет тепло, из-за чего воздух лишь прогревается. А мастеру нужно добиться противоположного эффекта.

Холод собирается внутри морозильной камеры. Чтобы он выходит наружу и освежал комнату, следует провести монтаж простого вентилятора в дверцу прибора. А также не помешает сделать пару отверстий по бокам, которые необходимы для сбора прогретого воздуха. Благодаря такой незамысловатой системе длительное время в доме будет сохраняться прохлада даже в самый знойный день.

Чтобы создать самодельный кондиционер из старого холодильника, необходимо запастись такими материалами:

  • электрический лобзик с пилкой для работы с металлом;
  • два обычных вентилятора;
  • монтажная пена.

Мини кондиционер своими руками: фото инструкция для изготовления своими руками.

Часто на автомобиле езжу на дачу и пикники на природе, штатного кондиционера в автомобиле нет, поэтому решил смастерить самодельный мини кондиционер холодильник.

Первоначально задумка была охлаждать сумку холодильник с продуктами (например холодные напитки или мясо). После сборки и тестирования в реальных условиях, выяснилось, что такой мини-кондиционер, отлично справляется и с охлаждением воздуха.

Принцип работы и изготовление.

В конструкции использована двухконтурная схема охлаждения и увлажнения подаваемого воздуха:

  • Чиллер (Водоохлаждающая система).
  • Фанкоил (теплообменник для охлаждения воздуха).
  • Испаритель (выполняет 2 функции: охлаждение и увлажнение).
  • Питание от бортовой сети 12V (через прикуриватель).

Схема мини кондиционера.


Принцип работы:
Первая фаза.

Вода засасывается мотором насосом, со дна контейнера, подается в чиллер (змеевик из трубы, на дне контейнера). Вода проходя по нему охлаждается, за счет испарения жидкости. Испарение образуется из-за обдува кулером постоянно увлажняемого (орошаемого водой) материала (адсорбирующая салфетка) обмотанного вокруг трубок, одновременно увлажняя воздух при испарении.

Вторая фаза.

Пройдя через чиллер, охлажденная вода попадает в фанкоил (теплообменник) верхний змеевик, где направленным потоком воздуха происходит обдув теплообменника, при этом, выходящий воздух увлажнен и имеет пониженную температуру. Вода, пройдя через теплообменник выходит через открытое отверстие змеевика и с помощью распылительной насадки - орошает адсорбирующую салфетку чиллера. Цикл становится замкнут.

Рассчет показал приблизительно 19-20% КПД. Тот кто «мало-мальски» связан с расчетом производительности подтвердят, что это высокий показатель, для «кустарного» изделия… за тестовые 6 минут температура упала на - 6,5°С, а через 20 минут температура на градуснике упала до - 11°С от базовой T°

Конечно его можно улучшить используя радиаторы систем водяного охлаждения в компьютерах, а так же более мощными моторами.
НО! это несомненно удорожит стоимость и смысл делать что-то самому, пропадет, так как стоимость затрат превысит планку для расчета себестоимости.

В общем тут можно говорить бесконечно и придти к тому, что «легче купить готовый» рефрижератор (автохолодильник), но целью было не собрать заводской агрегат, а минимальными затратами добиться максимальной выгоды в использовании.

Большая часть элементов в конструкции куплены в «Ашане» за копейки, остальное в магазинах типа «Строитель» и «Автозапчасти»:

  • 1) пластиковый контейнер, 1 шт =110 руб.
  • 2) пластиковая тара, 1 шт =56 руб.
  • 3) мотор-насос омывателя, 1 шт =75 руб.
  • 4) магистральная тормозная труба на ВАЗ «классику», 2 шт =65 руб.
  • 5) гибкий шланг (типа силиконовый), 1 м =28 руб.
  • 6) труба + уголок вентиляционные, 1 шт + 1 шт =130 руб.
  • 7) салфетка нетканая адсорбирующая, 1 шт =18 руб.
  • 8) кулеры компьютерные: были в наличии.
  • 9) пластиковые колпачки (ножки), пластиковые хомуты, кнопка, провод, штекер в прикуриватель.

Затраты на материалы составили = 482 руб.








Жара донимает, а денег на кондиционер нет? Можно попробовать сделать кондиционер своими силами. На самом деле, это не так сложно, как думают многие. Многочисленные видео и статьи в Интернете дают пошаговую инструкцию. В этой статье рассмотрим самые простые и эффективные способы сделать кондиционер своими руками.

Сначала познакомимся с теорией. Всем известно, что под кондиционером понимают устройство, способное поддерживать определенную температуру в помещении. Самые простые и дешевые кондиционеры способны только охлаждать воздух, более современные модели могут комплексно воздействовать на микроклимат помещения: увлажнять и очищать воздух, устранять пыль и аллергены, убивать микробов и т. д. Несмотря на кажущуюся сложность, все кондиционеры разделяются на компрессорные и испарительные.

Для того чтобы изготовить своими руками кондиционер первого типа, потребуются существенные финансовые вложения. Сборка компрессорного кондиционера потребует глубоких знаний принципа работы устройства. Работа кондиционера второго типа основана на простом испарении воды. Известно, что при испарении температура понижается, поскольку часть энергии уходит вместе с испарившимися молекулами.

Закончим с теоретической частью и перейдем к рассмотрению наиболее простых кондиционеров, которые можно изготовить своими руками.

Как справлялись с жарой наши предки?

Одним из самых распространенных средств охлаждения с незапамятных времен было мокрое полотенце. Полотенцем оборачивали любую емкость и ставили на сквозное, продуваемое место. При испарении воды полотенце охлаждалось. Большинство испарительных кондиционеров, изготовляемых своими руками, работает по тому же принципу.

Кондиционер из вентилятора и холодной воды своими руками

Простая конструкция подойдет для офисных сотрудников. Для устройства потребуется вентилятор с защитным корпусом, резервуар с водой, плотная ткань и проволока.

Перед вентилятором на закрепленной проволоке размещается ткань, нижний край которой опущен в емкость с водой. Конструкция помещается в оконный проем. Конструкция будет постоянно поддерживать активное испарение воды, а чем сильнее испарение, тем ниже температура воздуха.

Кондиционер из вентилятора, сделанный своими руками, обладает рядом достоинств: он работает бесшумно, потребляет мало энергии и легко собирается/разбирается. Расход воды составляет примерно один литр в час.

Кондиционер из пластиковых бутылок своими руками

Для изготовления кондиционера берется несколько пластиковых бутылок с холодной или предварительно замороженной водой. Бутылки развешиваются на вентилятор по направлению движения воздушного потока в ряд, оставляя небольшие зазоры, чтобы воздух проходил свободно. Жидкость в бутылках нужно менять по мере нагревания.

Кондиционер из шланга и медной трубы своими руками

Тонкая пластичная медная труба сгибается спиралью и закрепляется на поверхности защитной решетки вентилятора. Между витками трубы должны оставаться зазоры для свободного прохождения воздуха. Один конец трубы присоединяется к садовому шлангу, подключенному к крану с холодной водой. Второй конец опускается в слив. Конец, предназначенный для слива, можно заткнуть пробкой. Далее кран открывается, и труба наполняется водой. По мере нагревания воду в трубе нужно обновлять. Также вместо пробки можно предусмотреть клапан (в том числе и автоматический).

Кондиционер из емкости, вентилятора и льда своими руками

Для изготовления кондиционера понадобится любая ненужная емкость (но наилучшим образом подойдет теплоизолированная наподобии переносного кейса-холодильника), на крышке которой проделываются отверстия, внутрь емкости помещается лед. В крышку емкости встраивается вентилятор так, чтобы воздушный поток шел внутрь. Таким образом из второго отверстия вы получите поток холодного воздуха.

Кондиционер из воздухоочистителя и вентилятора своими руками

Кондиционер данного типа потребует больше усилий и затрат. Для его изготовления понадобится автомобильный воздухоочиститель и обычный вентилятор. Вентилятор и воздухоочиститель соединяются друг с другом с помощью трубы или шланга. Корпус для полученной установки изготавливается из любых имеющихся материалов. Фильтр, прикрепляющийся к низу корпуса, изготавливается из мелкоячеистой сетки, свернутой в 3-4 раза. После окончания сборки бачок воздухоочистителя наполняется водой, а система подсоединяется к электросети. С помощью вентилятора воздушная масса направляется в камеру для испарения, где проходя сквозь воду охлаждается и выходит через сеточные отверстия, что способствует испарению влаги.

Пульверизаторный кондиционер своими руками

Берется любая подходящая емкость и наполняется водой, на заполненный водой контейнер, надевается воздуховод. В испарительную камеру монтируется пульверизатор, имеющий насадку для регулирования количества жидкости, забираемой из бака. Устройство приводится в действие вентиляционной системой.

Кондиционер из морозильной камеры

Один из самых доступных и эффективных кондиционеров, которые можно изготовить своими руками, является установка из старой морозильной камерой. Для этого морозильную камеру герметично монтируют в форточку задней стенкой с теплоотводящим радиатором наружу. Чтобы вырабатываемый холод равномерно распределялся по квартире, в дверь морозилки устанавливается вентилятор. Можно просверлить несколько дополнительных боковых отверстий, через которые будет поступать теплый комнатный воздух.

Кондиционер из переносного холодильника своими руками

В корпус холодильника монтируется радиатор, а в дно встраивается небольшой погружной насос, например, аквариумный, провода выводятся наружу. На внутренней поверхности крышки делается отверстие для радиатора. Снаружи вырезается пара отверстий круглой формы для вентиляторов. Вентиляторы и радиатор прикрепляются с помощью силикона, провода вентиляторов объединяются. Насос подключается к радиатору, а сам холодильник заполняется водой со льдом. Насос начинает перекачивать воду в радиатор. Охлажденный воздух выходит наружу через вентилятор.

Как видите, изготовить кондиционер своими руками достаточно легко. Самодельное устройство значительно сэкономит бюджет и не доставит дополнительных хлопот во время установки.

Статья даже для тех, у кого руки не от туда растут.

Преамбула: меня 5 недель не было в Столице всея России. По возвращении жара меня встретила ещё в Пскове, а дым – в Твери. Но в Москве меня ждал ещё один сюрприз – ажиотаж на вентиляторы и кондиционеры. Внимание! Под катом куча картинок и трафика.

Вентиляторов нигде не оказалось, кондиционеров тоже. Даже если и удастся что-то найти – наценка будет x4 и более. А очередь на установку кондишена – перевалила за 3 недели ожидания.

Ну не безобразие, скажете? Нет, не безобразие. Пораскинув мозгами, в день приезда простенький кондиционер уже стоял у меня в квартире .

Впрочем, поработать придется не только мозгами, и денег тоже потребуется. Так что если ты, читатель – гламурная блондинка, срочно ищи ближайшего гика для реализации написанного в этой статье гаджета.

Итак, незадача.

Дано:

есть деньги, есть руки, есть желание заиметь вентилятор или кондиционер, но нет вентилятора и кондиционера. Что делать?

Решение.

Если вентилятора нет – значит его нужно сделать. Итак. Идём туда, где «простые» обыватели не догадаются искать вентиляторы, а они там есть. Правильно – в ближайший магазин автозапчастей. Лучше отечественных 8-)

Свинчиваем гусак или фильтр с крана водопроводного, чтобы по нему трубки подбирать в магазине.

И покупаем в автолавке:

1. Радиатор . Сойдет любой, крупнее Оковского (для Оки). Попросите, чтобы без лишней автоматики, иначе колупать придется. Я покупал Радиатор охлаждения 21082-1301012, цена около 1290р.
2. Вентилятор автомобильный на радиатор, работающий от 12 вольт, для автомобилей ВАЗ, ГАЗ, АЗЛК, ИЖ, ЗАЗ и ЗИЛ, мощность 110 Ватт. Цена 1190р.
3. Рамка к этому вентилятору (не забудьте про неё!), 250р. (кожух вентилятора)
4. Набор креплений для вентилятора, болты для радиатора (цена копеечная)
5. Тут же на месте купите армированные резиновые трубки , которые можно отрезать любой длины. Возможно, потребуется крупный магазин автозапчастей. Длину подберите исходя из планируемого места размещения кондиционера и источника холодной воды. Под моё размещение подошли следующие характеристики:
Трубка на вход радиатора и на выход радиатора (самая толстая) – суммарно 1 м. длиной. Трубка от крана до радиаторной трубы и обратно – 3 м. длиной (более тонкая).
6. Набор хомутов (4 шт.) под диаметр радиаторной трубки. Можно пару хомутов взять для маленькой трубки (которая на кран будет надеваться).
7. Обычная изолента синяя (10р.?)
8. Самый дешёвый герметик (~50р.)
9. Разъем соединительный для подключения питания к вентилятору (15р.)
10. Любой блок питания на 12 вольт (постоянный ток), я взял от старого компьютера (AT форм-фактор), на 230 Ватт. Удобен тем, что включается тумблером, а не через материнскую плату.
11. Опционально – можно взять электро-помпу отопительную от газели и набор трубок к ней с маленькими хомутами (800р. + 300р.), если хотите экономить проточную воду.
12. 6 часов личного сосредоточенного времени.

Небольшой лист толстой фанеры, деревянные рейки, пила по дереву, болты, гайки, саморезы, дрель и сверла по дереву – всё это уже было в хозяйстве, и нужно для изготовления фиксатора радиатора. Тут можно проявить изобретательность. В крайнем случае, сойдет всё что есть под рукой, а так же верёвка и скотч.

Изолента нужна для подгонки радиусов, так как трубка от (и к) радиатору больше по диаметру, чем трубка от водопроводного крана.

Соединяем всё это вместе. Радиатор размещаем горизонтально, предварительно заткнув чем-нибудь дырку для термодатчика. Я затыкал саморезом, обмазанным герметиком. При подключении вентилятора к блоку питания меняем полярность (минус подключаем к плюсу, и наоборот), чтобы вентилятор изменил направление вращения.

Прохладу это устройство берёт из водопроводной воды, лишнюю воду можно сливать в ванную, или в умывальник. Даёт прохладный воздух. Мощность не высокая, поэтому желательно позакрывать лишние комнаты, особенно кухню. Обычно там стоит злостный генератор тепла в квартире – холодильник. Это тоже надо учесть.

Реально позволило снизить влажность в помещении и температуру на 3 градуса. Радиатор почему-то работает на 50% своей поверхности из-за воздушных пробок, пока не решил эту проблему.

Если ты тоже решил задействовать компьютерный блок питания - то знай, что все желтые провода - это +12 вольт, все черные провода - это (минус), или «масса». Провода от соединения вентилятора можно просто оголить, воткнуть в разъем питания для винчестера и замотать изолетной. Иногда провода вываливаются, я их ещё зафиксировал маленьким гвоздем. Но у меня, почему-то, заработало только от красных проводов (5 вольт), может блок не стандартный.

Вот фото получившегося монстра:

Внутренности:

Соединение трубок разных диаметров:

А вот первый довольный пользователь этой системы:

Шума не очень много. Недостатки системы – из-за инвертирования вентилятора упала его мощность, а разворачивать конструкцию технически геморно. Так же она собирает конденсат, можно подложить полотенце или тазик. Что можно улучшить? Сделать корпус, инвертировать вентилятор обратно и развернуть поток воздуха от него на %юзернейма%, избавится от воздушных пробок в радиаторе. И провода, наконец, нормально припаять.

Желаю тебе, читатель, встречать такое лето исключительно на море и в отпуске  Отзывы по улучшению конструкции и смешная неконструктивная критика с радостью принимается в комментариях к этому посту.

UPD: Если повторите мой подвиг, присылайте плз фотки на mail собака netAn.ru или сюда в комменты.

UPD2: В радиатор воду надо подавать вниз, а забирать сверху. Есть также краник для «спуска» воздушной подушки. Эффективно работает только при максимальном потоке воды - понижает температуру на 5 градусов! На входе 30.1, на выходе 24.9 Цельсия. Пробовал подключить помпу для экономии воды, но не хватает мощности блока питания - буду подбирать БП помощнее и отпишусь. У рамки вентилятора заклеил боковые щели резиновой лентой для утепления окон зимой, дуть стало ощутимо эффективнее.

К сожалению, значительная часть огромной армии российских автомобилистов являются обладателями машин, . И в период летнего зноя их страдания трудно описать словами. Проблема заключается в том, что у большинства таких автовладельцев просто нет денег на покупку автомобильного кондиционера и его правильную установку. Или же они считают нецелесообразным тратить деньги именно на это – ведь вокруг столько соблазнов! Так или иначе, им приходится ездить со всеми открытыми окнами, испытывая на себе в плотном городском потоке возможности солнечной радиации растапливать подкожный жир, а при езде на большой скорости подвергаясь воздействию сквозняков.

Как создать автокондиционер самостоятельно.

Говорят, что сегодня даже бюджетные модели оснащаются . Возможно, пройдёт не более десятка лет, пока автомашина без кондиционера будет восприниматься как совершеннейший нонсенс. Но пока транспортные средства без климатической системы, колесящие по просторам нашей необъятной родины – суровая реальность, а родной автопром не спешит внедрять западные стандарты. Так что многомиллионная армада водителей с наступлением жары вынуждена придумывать и испытывать всё новые способы охлаждения раскалённого железа, и среди них только единицы могут похвастаться более-менее удовлетворительными результатами.

Для настоящих Кулибиных мы подготовили подборку самых распространённых способов попытаться изготовить кондиционер в машину своими руками. Возможно, некоторые из этих конструкций покажутся вам наивными, некоторые – смешными, но все они работают, хотя и с разной эффективностью. Разумеется, было бы неплохо получить хотя бы базовые сведения о том, какими бывают системы кондиционирования, каков , какие инструменты и расходные материалы потребуются для технического творчества.

Немного теории

На данный момент классификация кондиционеров по способу охлаждения содержит всего две большие категории:

  • компрессорные системы кондиционирования;
  • испарительные устройства.

Компрессорные кондиционеры работают по принципу принудительной циркуляции по закрытому герметичному контуру специального хладагента, который, попадая в нужное место, охлаждает его. Но поскольку законы физики гласят, что если в одном месте вещество (в данном случае – газ) нагревается, то в другом оно должно охлаждаться, чтобы иметь возможность работать непрерывно. Поэтому конструкция компрессорных систем кондиционирования достаточно сложна, и собственно компрессор – далеко не единственная и не самая главная их компонента.

Собрать компрессорный аккумулятор – задача сложная не только в техническом плане. Здесь нужно позаботиться и о безопасности, поскольку хладагент будет циркулировать в системе под давлением, что само по себе опасно. Так что в распоряжении домашних умельцев остаётся только второй вариант – испарительные устройства. Они намного проще конструктивно, поэтому именно за счёт испарения воды положен в основу большинства самодельных систем кондиционирования.

Какие материалы и инструменты потребуются

Что потребуется, чтобы сконструировать действующий , потратив на это на порядок меньше денег, чем на покупку штатного устройства:

  • пластиковый контейнер небольшой ёмкости (в качестве ориентира можно назвать сумку-холодильник, а если у вас завалялась где-нибудь на балконе или чердаке неработающая сумка, смело используйте её);
  • радиатор автомобильной печки, например, вазовский;
  • несколько компьютерных вентиляторов, размеры которых должны соответствовать объёму ёмкости;
  • не очень мощный трюмный насос;
  • крепёжные элементы;
  • шланги/провода;
  • вилка прикуривателя.

Если в автомобиле имеется аудиопроигрыватель, оснащённый USB-портом, задача упрощается. Для такого варианта самодельного автокондиционера потребуется ещё меньше деталей:

  • небольшая ёмкость (металлическая или пластиковая, подойдёт даже двухлитровая бутылка из-под напитка);
  • компьютерный вентилятор (например, для блока питания);
  • клейкая лента, несколько листов бумаги;
  • USB кабель.

Наконец, можно сконструировать автокондиционер из старого неработающего холодильника (нам понадобится только его морозильная камера). В этом случае нам потребуются:

  • электролобзик;
  • несколько вентиляторов;
  • дренажная трубка (можно сделать из гофрированной подходящего диаметра);
  • изоляционный материал.

Какой из вариантов выбрать – решайте, исходя из того, что из перечисленного есть в наличии, а что легко можно приобрести в ближайшем супермаркете.

Изготовление автомобильного кондиционера своими руками

Выбрав один из предложенных способов изготовления самодельного кондиционера для автомобиля, неукоснительно придерживайтесь схемы сборки – любое отклонение может превратить благую затею в фарс.

Способ с использованием контейнера

Основной компонентой такого самодельного автокондиционера является контейнер из пластика. Берём два компьютерных кулера, измеряем их диаметр. На верхней части контейнера размечаем места, где нужно будет вырезать два отверстия по этим размерам. Вырезать можно канцелярским ножом со сменными лезвиями, острым ножиком или даже ножницами – всё зависит от толщины пластика. Как правило, компьютерные вентиляторы имеют четыре отверстия для крепления, используем саморезы или винты подходящего размера и надёжно прикручиваем кулеры к поверхности нашей ёмкости (они могут соприкасаться или стоять врозь, главное – чтобы лопасти вентилятора глядели наружу).

Второй важной задачей является приделывание в крышке пластикового контейнера радиатора печки. Это тоже достаточно несложная работа, не требующая каких-то особенных навыков – нужно просто по периметру проделать отверстия и закрепить радиатор посредством болтов или винтовых соединений. Чтобы отделить радиатор, используем кусок любого пластика, по размерам аналогичного крышке контейнера.

Следующий шаг – монтаж к днищу ёмкости трюмной помпы. К входному отверстию насоса присоединяем шланг, второй конец которого одеваем на один из патрубков радиатора. Если верхняя часть контейнера не имеет поднимающейся (откидывающейся) крышки, нужно обеспечить такую возможность посредством использования рояльной петли – такая конструкция будет намного удобнее, упростив эксплуатацию нашей охлаждающей системы. При этом нужно постараться сделать крышку максимально герметичной, например, использовав специальную мягкую резиновую прокладку, установив её по периметру крышки. Такой шаг позволит избежать разбрызгивания воды через неплотное соединение – мы же хотим, чтобы салон оставался чистым и сухим?

Завершающий этап – обеспечение электропитания насоса и вентиляторов. Для этого их провода необходимо присоединить к проводам автомобильного прикуривателя (надеемся, вы позаботитесь о безопасности соединений, заизолировав их изолентой).

Всё, кондиционер в авто своими руками готов. Остаётся заправить его водой и льдом, после чего просто подсоединить прикуриватель к штатному гнезду. Отметим, что при выключенном моторе эксплуатировать такую систему не рекомендуется – вы рискуете посадить аккумулятор. Что касается эффективности такой системы, то не стоит надеяться на чудо, но снижение температуры на несколько градусов в районе обдува будет вам гарантировано. Где в пути пополнять запасы льда – это совсем другая история. По крайней мере, на автозаправках такой расходный материал пока ещё не предлагают.

Способ с использованием пластиковых бутылок

Такая конструкция намного проще в изготовлении. И хотя она выглядит немного примитивно, эффективность такого самодельного кондиционера будет не намного меньше, чем у предыдущего варианта. Итак, первый этап нашей конструкторской деятельности заключается в работе с бутылкой. Используя острый нож или ножницы, отрезаем верхнюю часть ёмкости (примерно посередине верхнего выпуклого кольца). Низ откладываем в сторону, а с верхней частью нужно ещё поработать: разделить её примерно на две части и опять разрезать. Получим лейку с горлышком, а также небольшой цилиндр.

На конусной части лейки необходимо проделать ряд отверстий по периметру, для чего можно использовать либо острый пробой, либо паяльник. Если нет ни того, ни другого – подойдёт любой другой режущий инструмент, хотя бы нож с узким лезвием. Такую же операцию проделываем с нижней частью бутылки, а именно на выпуклом ободе, расположенном около донышка. Вставив конус в стакан (нижнюю часть), получаем корпус нашего кондиционера.

Теперь пришло время заняться монтажом вентилятора, оснащённого USB-разъёмом. Его нужно вставить в третью деталь пластиковой бутылки. Надёжно закрепить его поможет клейкая лента (именуемая в народе скотчем). Следующий шаг – изготовление аналога дефлектора системы вентиляции автомобиля. Для этого из плотной бумаги изготавливаем раструб, склеив края той же липкой лентой и отрезав низ по диаметру верхнего края бутылки. Эта импровизированная конструкция поможет направить поток охлаждённого воздуха в место назначения (например, на водителя).

Остаётся самая малость – заложить в ёмкость несколько кусков льда (заполнив её хотя бы наполовину). Втыкаем разъём в автомагнитолу и наслаждаемся эффектом! Если предстоит длительная стоянка при выключенном двигателе автомобиля, чтобы не садить аккумулятор, можно использовать батарейку Крона. Разумеется, такая конструкция вряд ли выдержит хотя бы месяц использования, но если учесть, что наши затраты не сборку такой конструкции почти равны нулю – при желании всегда можно изготовить ещё один такой автокондиционер.

Способ с применением морозильной камеры

Поскольку работать мы будем с металлическим контейнером, усилий потребуется немного больше, но зато и вся конструкция будет выглядеть солидней и надёжней. Для начала нужно проделать отверстие в дверце камеры. Для этого задействуем лобзик, вырезав им круг диаметром около 10 см.

Для обеспечения доступа воздуха из салона необходимо удалить резиновый уплотнитель с нижней стороны дверцы. Вставляем в прорезь дренажную трубку, всё остальное пространство тщательно герметизируем посредством заранее приготовленного уплотнителя и монтажной пены, которой потребуется совсем немного. Теперь необходимо прикрепить два вентилятора, один из которых предназначен для охлаждения компрессора, а второй – для вытяжки охлаждённого воздуха наружу. Где устанавливать конструкцию – не имеет значения. Главное, чтобы она не мешала ни водителю, ни пассажирам, и направляла охлаждённый воздух туда, куда необходимо. В принципе, ничто не мешает при наличии свободного времени и «прямых» рук изготовить и испробовать все три варианта, выбрав из них наиболее подходящий.

Конечно, если вас абсолютно не устраивает неказистая внешность такой самодельной системы кондиционирования, никто не запрещает смонтировать универсальный (хотя бы и нештатный) кондиционер. В этом случае вы получите решение, практически не отличающееся от штатного (некоторый диссонанс может вызвать отличие кнопок управления устройством от существующего интерьерного решения панели приборов). Единственное «но» – стоимость такого решения проблемы составит около 60 тысяч рублей.

Поэтому поиски альтернативных способов охлаждения автомобиля в жаркую погоду не прекращаются, и народные умельцы используют любые технические новинки, чтобы реализовать более совершенную, эффективную и надёжную конструкцию кондиционера, сделанного своими руками из подручных средств. Бытует мнение, что хорошие результаты можно получить, используя в автомобиле оконный кондиционер или его мобильный аналог. Стоимость такого решения почти на порядок меньше – около 10 тысяч рублей, а если в вашем распоряжении уже имеется такой рабочий аппарат – то это вообще обойдётся вам почти бесплатно.

Идея состоит в том, чтобы установить такой моноблочный кондиционер в районе заднего сиденья, использовать для его питания инвертор 220 – 12 В, а для вывода нагретого воздуха просто высунуть соответствующий патрубок в окно. Однако в таких рассуждениях скрыта достаточно неочевидная ошибка. Оказывается, даже самому немощному кондиционеру для нормальной работы необходимо потреблять порядка 1500 Вт. Если при 220 вольтах это в принципе не проблема, то 12-вольтовой самодельный кондиционер, установленный в машину, работать не сможет ввиду огромного потребляемого тока. Объясним это конкретными расчётами.

Допустим, инвертор обеспечивает минимальные потери при преобразовании. В этом случае бортовая сеть будет запитывать моно кондиционер напряжением бортовой сети (14 В), а потребление тока составит 1500/12 = 107 А. Чтобы проводка от такого тока не погорела, она должна быть толщиной сантиметра полтора. Но следует учесть, что многие генераторы даже не обладают столь высоким верхним лимитом токоотдачи. Да и инвертор должен быть рассчитан на работу с оборудованием соответствующей мощности (1,5 – 2 КВт) – а это очень специфичное и дорогое оборудование, которое найти в свободной продаже – большая удача. Так что попробовать, конечно, можно, но при условии обеспечения решения всех вышеперечисленных проблем, что, честно говоря, малореально.

Кондиционер на полупроводниковых элементах

Ещё одна гуляющая в сети идея – самодельный кондиционер в машину на элементах Пельтье. Идея заключается в том, что полупроводниковый элемент достаточно большой площади при его подключении к электропитанию с одной стороны нагревается, примерно на столько же градусов охлаждаясь с другой стороны. Приобрести такие пластины – вполне реально, да и стоимость их не так уж высока. Кстати, мобильные ящики-холодильники используют именно этот принцип. Казалось бы, что мешает построить на элементах Пельтье и систему кондиционирования? Тем более что такое решение будет и недорогим, и практически бесшумным, без использования компрессора, испарителя, системы трубок, хладагента и других атрибутов классического автокондиционера.

К сожалению, эффективность такой системы будет приближаться к нулевой. Причина достаточно банальна – недостаточная площадь поверхности, которая будет отдавать холод в салон. Вы просто не почувствуете разницы при включенном устройстве и выключенном. Разве что положите руку на элементы устройства. Но есть и другая проблема – сложности с отводом тепла от нижней части полупроводниковых элементов. Вам не удастся решить проблему – даже чисто теоретически эффект от такого устройства будет нулевым.

Возможно, идеальным техническим решением было бы изготовление крыши автомобиля из полупроводниковых пластин – в этом случае решается проблема теплоотвода, и площадь охлаждения будет достаточной, чтобы обеспечить обдув салона. Но есть и другие вопросы, требующие решения – например, контроль температурного режима. В любом случае снимать крышу своего автомобиля вы вряд ли решитесь, а автопроизводители почему-то не спешат внедрять такую идею в жизнь.

Подводим итоги

Несмотря ни на какие ухищрения, автокондиционер, изготовленный своими руками, может служить разве что демонстрацией вашей изобретательности и технической подкованности. Об эффективности таких устройств говорить не приходится, в противном случае миллионы отечественных автомобилей уже давно были бы переоборудованы. Встречали ли вы в своей практике такие машины? Так что если вы хотите ездить с комфортом, без имитации охлаждения воздуха в салоне самодельными устройствами, без установки классического автокондиционера компрессорного типа не обойтись.

Технический прогресс не стоит на месте, мир переходит на гибридные и электромобили, а конструкция кондиционера остаётся неизменной с середины прошлого столетия. Не стоит ожидать, что вы окажетесь умнее или удачливее сотен профессионалов, интенсивно работающие над этой проблемой. Так что все ваши усилия, направленные на усовершенствование конструкции самодельной системы кондиционирования и повышения её КПД рано или поздно будут успешно забыты, а само устройство займёт почётное место в гараже. В конце концов, охлаждающие способности обычного ящика-холодильника будут наверняка выше, чем вашей самоделки.